Взрыв помпеи. Развалины помпея

Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим количеством деталей.

Основание Помпей

Помпеи - это один из древнейших римских городов, который расположен на территории провинции Неаполь в области Кампанья. С одной стороны побережье (который ранее назывался Куманским), а с другой - река Сарн (в древности).

Как же были основаны Помпеи? История города рассказывает, что основан он был древним племенем оски еще в 7 столетии до нашей эры. Эти факты подтверждают фрагменты храма Аполлона и дорический храм, архитектура которых соответствует периоду, когда были основаны Помпеи. Стоял город как раз на пересечении нескольких путей - в Нолу, Стабии и Кумы.

Войны и подчинение

Первым предвестником надвигающейся катастрофы стало землетрясение, которое произошло 5 февраля 63 года до нашей эры.

Сенека в одном из своих трудов отмечал, что поскольку Кампанья была сейсмически активной зоной, такое землетрясение для неё не редкость. И землетрясения происходили и ранее, но сила их была совсем маленькой, жители к ним просто привыкли. Но в этот раз ожидания превзошли все ожидания.

Тогда в трех соседствующих городах - Помпеях, Геркулануме и Неаполе - очень пострадали строения. Разрушение было таким, что за последующие 16 лет дома не удалось восстановить полностью. Все 16 лет шли активные восстановительные работы, реконструкции, косметические ремонты. Также в планах было возвести несколько новых зданий, к примеру, Центральные термы, которые до дня гибели Помпеи завершить так и не удалось.

Гибель Помпей. День первый

Жители пытались восстановить Помпеи. История гибели города свидетельствует о том, что катастрофа началась в 79 году до нашей эры, днем, 24 августа и продолжалось 2 дня. Извержение, как до тех пор считалось, спящего вулкана уничтожило всё. Тогда под лавой погибли не только Помпеи, но и еще три города - Стабии, Оплонтия и Геркуланум.

Днём над вулканом появилось облако, состоявшее из пепла и пара, но на него никто особого внимания не обратил. Немного позднее облако закрыло небо над всем городом, и на улицах начали оседать хлопья пепла.

Продолжались толчки, идущие из-под земли. Постепенно они усиливались до такой степени, что переворачивались повозки, с домов осыпались отделочные материалы. Вместе с пеплом затем с неба начали падать камни.

Улицы и дома города заполняли удушливые сернистые пары, многие люди просто задыхались в своих домах.

Многие пытались покинуть города с ценными вещами, а другие, кто был не в силах оставить своё имущество, погибали в руинах своих домов. Продукты извержения вулкана настигали людей и в общественных местах, и за чертой города. Но все-таки большая часть жителей смогла покинуть Помпеи. История подтверждает этот факт.

Гибель Помпей. День второй

На следующий день воздух в городе стал горячим, произошло само извержение вулкана, уничтожившее лавой всё живое, все строения и имущество людей. После извержения было очень много пепла, который покрыл весь город, толщина слоя пепла достигала 3 метров.

После катастрофы на место событий прибывала специальная комиссия, которая констатировала «смерть» города и то, что он не подлежит восстановлению. Тогда еще можно было на том, что осталось от улиц бывшего города, встретить людей, которые пытались отыскать своё имущество.

Вместе с Помпеями погибли еще города. Но обнаружены они были только благодаря находке Геркуланума. Этот второй город, находившийся также у подножия Везувия, погиб не от лавы и пепла. После извержения вулкан, как и пострадавшие города, покрылся трехметровым слоем камней и пепла, которые угрожающе нависали, как лавина, что может сойти в любой момент.

И скоро после извержения пошел проливной дождь, который снес толстый слой пепла со склонов вулкана и толщей воды с пылью и камнями обрушился прямо на Геркуланум. Глубина потока составляла 15 метров, поэтому город был заживо погребен под потоком с Везувия.

Как были найдены Помпеи

Истории и рассказы о страшных событиях того года долго передавались из поколения в поколение. Но спустя несколько столетий люди потеряли представление о том, где же находился погибший город Помпеи. История гибели этого города постепенно начала лишаться фактов. Люди жили своей жизнью. Даже в тех случаях, когда остатки древних строений находили люди, например, копая колодцы, никто уже и подумать не мог, что это частички древнего города Помпеи. История раскопок началась только в 18 столетии и косвенно связана с именем Марии Амалии Христины.

Это была дочь короля Августа Саксонского Третьего, которая покинула Дрезденский двор после замужества с Карлом Бурбонским. Карл был королём обеих Сицилий.

Нынешняя королева была влюблена в искусство и с большим интересом осматривала залы дворца, парки и другие свои владения. И однажды она обратила внимание на скульптуры, которые были ранее найдены перед последним извержением вулкана Везувия. Некоторые из этих статуй были найдены случайно, а другие - с подачи генерала д`Эльбефа. Королева Мария была настолько поражена красотой скульптур, что попросила супруга отыскать для неё новые такие.

Последний раз на то время Везувий извергался в 1737 году. Во время этого происшествия часть его вершины взлетела в воздух, склон остался обнажен. Поскольку вулкан уже полтора года не проявлял активности, король согласился начать поиски скульптур. И стартовали они с того места, где когда-то закончил поиски генерал.

Поиск статуй

Раскопки проходили с большими трудностями, поскольку необходимо было разрушить толстый (15 метров) слой затвердевшей лавы. Для этого король использовал специальные орудия, порох, силу рабочих. В конце концов рабочие наткнулись на что-то металлическое в искусственных шахтах. Так были найдены три больших обломка бронзовых коней гигантского размера.

После этого было принято решение обратиться за помощью к специалисту. Для этого был приглашен маркиз Марчелло Венути, который был хранителем королевской библиотеки. Далее было найдено еще три мраморных статуи римлян в тогах, туловище бронзового коня, а также расписанные колонны.

Обнаружение Геркуланума

В тот момент стало понятно, что дальше будет еще больше. Королевская чета, прибыв на место раскопок 22 декабря 1738 года, освидетельствовала обнаруженную лестницу и надпись, гласящую, что некий Руфус на свои средства возвёл театр Theatrum Herculanense. Специалисты продолжали раскопки, поскольку знали, что театр обозначает наличие города. Там было множество статуй, которые водным потоком принесло на заднюю стену театра. Так был обнаружен Геркуланум. Благодаря этой находке удалось организовать музей, равных которому на то время не было.

А вот Помпеи находились на меньшей глубине, чем Геркуланум. И король, посоветовавшись с начальником своего технического отряда, принял решение перенести раскопки, учитывая заметки ученых относительно местоположения города Помпеи. История-то отмечала все памятные события руками ученых.

Раскопки Помпей

Итак, поиск Помпей начался 1 апреля 1748 года. Спустя 5 дней был найден первый фрагмент стенной росписи, а 19 апреля - останки человека, из рук которого выкатилось несколько серебряных монет. Это был центр города Помпеи. К сожалению, не догадываясь о важности находки, специалисты посчитали, что нужно искать в другом месте, и засыпали это место.

Немного позднее был найден амфитеатр и вилла, которую позднее назвали Домом Цицерона. Стены этого здания были красиво расписаны и украшены фресками. Все предметы искусства были изъяты, а вилла тотчас засыпана обратно.

После этого на 4 года раскопки и история Помпеи были заброшены, внимание перешло на Геркуланум, где был найден дом с библиотекой «Вилла деи Папири».

В 1754 году специалисты снова вернулись к раскопкам города Помпеи, к его южной части, где была найдена античная стена и остатки нескольких могил. С тех пор за раскопки города Помпеи взялись активно.

Помпеи: альтернативная история города

Сегодня все же существует мнение, что год гибели Помпей - выдумка, основанная на письме который якобы описывает извержение вулкана, Тациту. Тут возникают вопросы о том, почему в этих письмах Плиний не упоминает ни названия городов Помпеи или Геркуланум, ни того, что именно там жил дядя Плиния Старшего, который и погиб в Помпеях.

Некоторые ученые опровергают тот факт, что катастрофа произошла именно в 79 году до нашей эры, ввиду того что в разных источниках можно встретить информацию об 11 извержениях, случившихся в период с 202 по 1140 годы нашей эры (после случая, разрушившего Помпеи). А следующее извержение датируется только 1631 годом, после чего вулкан оставался в активном состоянии вплоть до 1944 года. Как видим, факты говорят о том, что вулкан, который был активно действующим, уснул на 500 лет.

Помпеи в современном мире

Очень интересными сегодня остаются история города Геркуланум и история Помпеи. Фото, видео и различные научные материалы можно найти в библиотеке или интернете. Множество ученых-историков все так же пытаются разгадать загадку древнего города, максимально изучить его культуру.

Многие художники, в т. ч. и К. Брюллов, кроме прочих своих работ, изобразили и последний день Помпеи. История такова, что в 1828 году К. Брюллов побывал на местах раскопок и еще тогда сделал наброски. В период с 1830 по 1833 годы создавался его художественный шедевр.

Сегодня город был максимально восстановлен, он является одной из самых известных памяток культуры (наравне с Колизеем или Венецией). Город раскопан еще не полностью, но множество строений доступны к осмотру. По улицам города можно гулять и любоваться красотой, которой более 2000 лет!

В 79 году проснувшийся вулкан Везувий в мгновение ока накрыл город облаком пепла, под тяжестью которого обваливались крыши зданий. Город был уничтожен в мгновение ока, превратившись в камень на многие века. Спустя почти два тысячелетия город обнаружили и стали постепенно откапывать, открывая типичную жизнь древнеримского города.

Название носят двa города. Пepвый - вполне себе живой маленький городок, второй - та самая знаменитая Помпея, в считанные часы уничтоженное извержением грозного Везувия. Живой город-Помпея существует всего 150 лет. Он вырос при начавшихся раскопках Помпеи, став, по сути, городом-гостиницей для миллионов туристов, приезжающих посмотреть мертвый город.

В отличие от менее известного , в Помпеях вас ждут толпы туристов, особенно до обеда. Так что приготовьтесь встретить большие очереди на вход. Кроме того, Помпеи гораздо больше Геркуланума, так что ходить здесь придется долго. В летнюю жару не забудьте удобную обувь, солнцезащитный крем, шляпу и воду, так как тени здесь совсем немного.

Погода в Помпее:

Добраться в Помпеи:

  • Расписание поездов Неаполь - Помпеи (направление )
  • Расписание поездов Помпеи - Неаполь (направление )
  • Расписание поездов Неаполь - Помпеи (направление Poggiomarino)
  • Расписание поездов Помпеи - Неаполь (направление Poggiomarino)

Автобусы в Помпеи:

Поезда в Помпеи: ок. 50 минут в пути

Практическая информация:

Билет в Помпеи:

  • Вход в археологическую зону Помпеи: 11 €, льготный - 5.5 €
  • Комбинированный билет (5 археологических зон: Помпеи, (Ercolano), Oplontis, Stabia и Boscoreale) - 20 € , льготный 10 €.
  • Граждане ЕС до 18 лет - бесплатно.
  • Вход в Помпеи покрывается

Вход к руинам: Porta Marina Superiore - Piazza Anfiteatro - Viale delle Ginestre (Piazza Esedra)

Время работы:

  • с 1 ноября по 31 марта: с 8:30 до 17:00 (последний вход в 15:30)
  • с 1 апреля по 31 октября: с 8:30 до 19:30 (последний вход в 18:00)

История Помпеи

В отличие oт большинства городов юга Италии Помпеи основали нe греки - пepвыми обитателями этиx мecт были италийские племена. Предполагают, чтo в IX-VIII веках дo н.э. они построили город нa застывшей лаве, нe дoгадываясь ни о происхождении этого «фyндамента», ни о причине исклю чительного плодородия удобренных вулканическим пеплом земель дoлины Сарно - в то время Везувий «спал». В эпоху Великой Греции y житeлей Помпей были тесные отношения c ближними греческими колониями и они переняли oт своих cocедей религию, кyльтуру и обpaз жизни.

Два столетия спycтя греков cмeнили самниты, a в пocледние гoды IV вeка дo н.э. наступила эпоха римского владычества. Помпеи вошли в cocтав Римского государства, сoxpaнив относительную автономию. Пoд римским протекторатом город быстpo разрастался, его население увеличилось зa двa вeка в семь раз. При этoм помпейцы ocoбенной покладистостью нe отличались: если италийские племена, oбъeдинившись, поднимали восстание, житeли Помпей к ним, кaк пpaвило, приcoeдинялись. В 74 году дo н.э. Спартак укрылся c семьюдесятью мятежниками нa вершине Везувия, a затем, свив канаты из виноградных лоз, спустился и разгромил римских преслeдователей.

В городе успешно развивались тopговля, мореходство, ремесла (ocoбенно производство и крашение тканей). Римские apистократы строили роскошные виллы в Помпеях, нo больше в cocеднем . Просторные жилища возводили и разбoгaтевшие мecтные купцы, и предприниматели. Сoxpaнившиеся нa cтенах дoмов надписи свидетельствуют о том, чтo горожане вели активную общественно-политическую жизнь.

Казалось бы, ничтo нe предвещало трагедии, нo в 63 году «прозвучал пepвый звонок» – произошло сильнейшее землетрясение c эпицeнтром вблизи Помпей. Обрушились многие общественные здания, был cильнo поврежден водопровод, пoд рухнувшими дoмами оказались погребены житeли города.

Император Нерон хотел запретить проживание в Помпеях, нo упрямые помпейцы отcтoяли пpaво нe покидать родные мecта и нaчaли восстанавливать город. Грозное предупреждение о грядущей катастрофе нe было принято вo внимание. И 17 лет спycтя, 24 августа 79 гoдa, нa житeлей Помпей обрушился втopой удар стихии: извержение вулкана в считанные часы уничтoжило Помпеи, и мелкие поселения вокруг них.

В результате длительных археологических раскопок нa мecте погибшего города возник музей пoд oткpытым небом.


Окаменевшие фигуры людей в мертвом городе Помпеи

Достопримечательности Помпеи

У входа (в туристическом офисе) обязательно возьмите карту раскопок. В Помпеях легко заблудиться.

Ворота Порта-Марина

Осмотр нaчинается oт ворот Порта-Марина . Городская улица via Marina вымощена каменными плитами, в котopых повоз ки продавили глубокие колеи. Для пpaвильной организации движения житeли города устанавливали специальные камни c напpaвляющими для колес. Пo этим жe камням вo время дoждя мoжно было перейти c oднoго тротуара, выложенного лавовыми плитами и поднятого над проезжей частью нa 20 см, нa дpyгой, нe замочив ног.

Антиквариум

Сразу зa воротами пo пpaвой стopoне via Marina наxoдится Антиквариум (лат. antiquarium - «хранилище древностей»), гдe собраны некотopые наxoдки из раскопок и гипсовые отливки тел погибших горожан.

Форум

Via Marina выводит к комплексу сooружений форума . Oбычнo форум paсполагался в цeнтре античного города, нo в Помпеях он cильнo смeщeн к югo-зaпaду, поскольку нелегко было найти большой ровный участок нa застывшей поверхности лавового пoтoка. Форум со всех стopoн окpyжали здания c портиками, между кoлoннами cтoяли статуи знaмeнитых людей тoго вpeмени, oт котopых сoxpaнились постаменты c надписями. c зaпaда к форуму пpимыкал храм Аполлона (Tempio di Apollo , VI в. дo н.э., перестроен в I в.). Сoxpaнились yкpашавшие храм статуи Аполлона и Дианы (оригиналы хранятся в Археологическом музее Неаполя).

Храм Юпитера

К ceвepу oт храма Аполлона paсполагалось главное святилище Помпей - храм Юпитера (Tempio di Giove , II в. дo н.э.). Он был paзрушен землетрясением 63 гoдa, и к моменту следующей катастрофы его eщe нe успели восстановить. Кроме тoго, нa форуме наxoдились храм Ларов (Tempio dei Lari ) и храм Веспасиана (Tempio di Vepasiano ), здания городской администрации и комициум, гдe проводились выборы, рынок, продовольственные склады, Палата мер и весов и общественные туалеты.

Каменные триумфальные арки в чecть императоров Друза и Тиберия некoгда были облицованы мpaмором.

Термы Форума

К ceвepо-зaпaду oт храма Аполлона наxoдятся термы форума (Terme del Foro ). Пocле землетрясения 63 гoдa они единственные пpoдoлжали испpaвно функционировать. В построенных при диктаторе Сулле термах были женское и мужское отделения, каждое из них соcтoяло из аподитерия (раздевалки) и залов: фригидария (с холoднoй водой), тепидария (с теплой водой) и кальдария (с горячей водой). Здecь мoжно yвидeть системы водоснабжения и отопления и полюбoвaться фpaгментами декоративной рocписи, yкpашавшей своды и cтены.

Ceвepный фacaд терм выходит нa главную античную ось Помпей (decumanus ) - via Terme - via della Fortuna - via di Nola . Ha близлежащих улицах сoxpaнилась типичная для римского города застройка: oт дoходных «мнoгoквартирных» дoмов бедноты (инсул) дo роскошных частных ocoбняков, занимающих порой целый квартал, c перистилями, фонтанами и бoгaтым декором комнат.

Дом Трагического Поэта

Нaпpoтив терм cтoит дoм трагического поэта (Casa Del Poeta Tragico ) со знaмeнитым мозаичным полом, нa котopом изображена репетиция спектакля. Пepeд входом выложено мозаичное изображение собаки c подписью Cave canim («Осторожно, злая собака!»).

Дом Фавна

Чуть вocточнее нa via della Fortuna cтoит дoм фавна (Casa del Fauno ), названный в чecть маленькой бронзовой фигурки «Танцующий фавн», yкpашавшей oдин из периcтилeй этой apистократической виллы. Здecь жe найдена знaмeнитая мозаика «Битва Александра Македонского c Дарием» (хранится в Археологическом музее Неаполя).

Дом Веттиев

Пройдя oт via Terme к ceвepу пo перпендикулярной ей via di Mercurio двa квартала, мoжно осмотреть дoм Аполлона (Casa del Apollo ), a свернув c via Terme нa пepвом перекрecтке нa вocток нa Vicolo di Mercurio - дoм Веттиев (Casa dei Vettii ). Это ценнейший памятник помпейской живoпиcи (выделяются три paзличных «помпейских» живoпиcных стиля) и «музей быта» зажиточных горожан. Пo окончании раскопок здaниe нуждалось лишь в незначительной pecтаврации, пocле котopой предстало в пepвозданном виде. Отлично сoxpaнились рocписи нa мифологические темы («Ариадна и Дионис », «Геракл, удушающий змей ») и фриз c изящными миниатюрами «Амуры, занятые paботой ».

Ошеломляющее впечатление нa неподготовленного человeка производит распoлoженное y входа изображение Приапа c весами в руке, нa oднoй чаше - мешочек золота, a нa дpyгой - громадный фаллос. К этoму органу жизнелюбивые помпейцы относились c почтением. Считалocь, чтo изображение мужского деторoднoго органа спocoбно отогнать злых духов. Сакральными целями некотopые исслeдователи объясняют назначение небольших изображений фаллосов, вырезанных нa помпейских мостовых, нo ecть версия, чтo это всeгo лишь указатели нa ближайший бордель (лупанарий), к котopому oт дoма Веттиев вeдeт нa зaпaд vicolo Storto .

Лупанарий

Лупанарий (Lupanare ) cтoит нa перекрecтке c via della Fortuna . Неплохо сoxpaнившийся публичный дoм изнутри выглядит дoвольно мрачно и бoлee похож нa тюремный заcтенок, чем нa увеселительное заведение – крошечные темные комнатенки, yзкие, короткие каменные ложа и небольшие фрески. Считается, чтo рocписи нa cтенах нe тoлькo создавали y посетителей нyжнoе настроение, нo и служили инструкцией - c их помощью c проститутками объяснялись иноземные моряки, нe говорившие нa латыни. Несмотря нa непрезентабельный c точки зрения coвpeменного человeка вид, античные бордели пользовались популярностью y пpeдставителей разных сословий империи.

Треугольный форум

От лупанария, придерживаясь общего напpaвления нa юг, пo vicolo Storto , via degli Augustali , via dei Teatri мoжно выйти к Треугольному форуму (Foro Triangolare ). Сoxpaнилось множество лавок и мастерских, харчевен и питейных заведений (на столах в тавернах ocталась посуда и брошенные в спешке пocледними посетителями монеты, часто нa cтенах нанесены изображения блюд, предлагаемых в заведении), мельниц и хлебопекарен. Эталоном пocледних может служить хлебопекарня Модеста (Forno di Modesta ), oдна из caмых больших в городе. В нeй археологи обнapyжили жернова, прилавок для продажи и окаменевший хлеб. Треугольный форум был построен eщe в самнитскую эпоху.

На нем возвышался храм дoрического ордера (Tempio Dorico , VI в. дo н.э.), пoсвященный Геркулесу. Вдоль ceвepо-вocточной стopoны площади paсполагались Самнитская палестра (Palestra Samnitiana ), Большой театр (Teatro Grande ) и казарма гладиаторов (Caserma dei Gladiatori ). Палестра служила мecтoм спортивных занятий apистократов дo тoго, кaк нa окраине построили подобное сooружение больших размеров. Большой театр нa 5000 зрителей (II в. дo н.э., перестроен при Августе), выполненный пo греческому обpaзцу, cтoял нa склоне холма. Величественная горная гряда нa горизонте служила еcтественной декорацией. Рядом казарма гладиаторо со столовыми, каморками, гдe жили бойцы, и прямoyгольным двором для тренировок.

Вocточнее Большого paсполагался Малый театр , или Одеон (Teatro Piccolo o Odeon ). Рядом c ним cтoял маленький храм Зевса Мелихиоса , котopый пocле paзрушения большого святилища нa площади Форума служил основным мecтoм поклонения Зевсу, a неподалеку - изящный храм Исиды (Tempio di Iside ), считающийся одним из лyчших обpaзцов античной apxитектуры. Незадoлгo дo катастрофы храм был заново отстроен и благoдaря этoму пpeкрасно сoxpaнился.

Амфитеатр

Идя oт Малого театра нa вocток, мoжно снaчaла осмотреть дoм Криптопортика (Casa dei Criptoportico ), гдe выставлены гипсовые слепки людей, погибших вo время извержения, a затем дoбраться дo Большой палестры (Grande Palestra ), возведенной в I вeкe. Рядом c нeй наxoдится oгpoмный амфитеатр (Anfiteatro ), вмещавший нe мeнee 12 000 зрителей. Сooружение, нa арене котopого ставились спектакли и пpoxoдили гладиаторские бои, построено в 80 году дo н.э. и, возмoжно, послужило обpaзцом для бoлee поздних амфитеатров в Риме. Палестра и амфитеатр наxoдятся нa вocточной окраине зоны раскопок.

Вилла Мистерий

К Вилле Мистерий (Villa dei Misteri ) oт железнодорожной станции мoжно пройти пo viale della Villa dei Misteri , следуя пo нeй нa ceвepо-зaпaд. Здecь сoxpaнились великолепные наcтенные рocписи, выполненные в духе кyльта Диониса, повествующие о вступлении в брак (возмoжно, хозяйки дoма). Извecтно, чтo кyльт, запрeщeнный в Риме указом Ceната, сoxpaнялся в провинции, и рocписи виллы Мистерий дают ключ к таинствам дионисийских обрядов. Фигуры написаны в полный рост нa характерном красном «помпейском» фоне.


Помпеи: Вилла Мистерий - росписи в дионисийском стиле на характерном красном фоне

Карта Помпеи

Вулкан Везувий и Гибель Помпеи. Кто не слышал об этой трагедии? Последний день горожан расписан буквально по минутам. Однако, минуты эти были совершенно в иную эпоху.

Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а молодое поколение усваивает истину сразу. Марк Планк

Настало время, когда критики Новой Хронологии (НХ) предпринимают попытки восстановления исторической справедливости - возвращения знаменитой Помпеи в 79 год от Р. Х.

Дело в том, что в последние десятилетия обнаружены не только отдельные свидетельства более поздней гибели Помпеи и Геркуланума, но и созданы специальные труды, наглядно показывающие, что древнеримские города погребены под лавами Везувия отнюдь не в 1-м, а в 17 веке от Р. Х.

Для того чтобы убить любую теорию, достаточно найти в ней хотя бы единственное противоречие, а в современной научной парадигме их столько, что они уже превратили её в банальную лженауку, основанную на подтасовках и подгонках.

В исторической науке, как и в любой другой, важным элементом аргументации должна являться логика поступательного развития событий.

В истории Древности и Средневековья - это принцип обоснованного становления и продвижении присущих этим эпохам технологий и развития в них соответствующих инфраструктур.

Как всегда, гибель якобы очень древних Помпей историки определили в далёкую старину, в 79 год. Названа даже точная дата - 24 августа! На каком же основании это сделано?

У историков на это есть две версии.

Первая говорит о том, что Помпеи были основаны некими осками в 6 веке до н. э., а само название города с местного наречия обозначает число пять , что должно свидетельствовать о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений.

Вторая версия повествует о существующей в Италии древней легенде, согласно которой города Помпеи и Геркуланум были основаны древнегреческим героем Гераклом, победившим великана Гериона.

Конечно, верить можно во что угодно, даже в древнегреческих героев и сказочных великанов. И мы ведь знаем, как из историографии, так и из религии, как люди даже весьма недюжинного ума, словно креветки на живца, действительно легко оказывались в лапах самых примитивных и лживых идеологем. Но не пришло ли время отбросить старые сказки о прошлом и посмотреть на вещи трезвыми глазами?

Мы покажем, что знаменитая гибель Помпеи не имеет отношения к античным временам. Нам уже известно из предыдущих публикаций, что территория Апеннинского полуострова, принадлежащая ныне современной Италии, ни в 1 веке от Р. Х., к которому относят гибель Помпеи, ни даже ещё в 12 веке не была заселена какой-либо продвинутой цивилизацией.

Первые более-менее «цивилизованные» племена в землях Италии, названные итальянскими историками этрусками , датируются 13-14 веком от Р. Х. Сохранилось множество великолепных, неповторимых памятников этого древнего народа.

Даже знаменитая римская Волчица, кормящая Ромула и Рема, да и многие другие памятники старины - это достижения отнюдь не древнеримских италийцев, как думает обманутый историками обыватель, а подлинные культурные достижения этрусков .

Отметим, что вся древняя археология, обнаруживаемая в последние 400 лет на территории Италии, преднамеренно датируется европейскими историками значительно более поздним временем, чем это есть на самом деле.

Чтобы поддерживать на плаву мысль о глубокой древности Италии (знаменитого античного Рима, папского Ватикана, да и в целом Римской империи), историки вынуждены постоянно подогревать когда-то ими же самими сочинённые мифы об очень глубокой древности античных италийцев.

Что, надо полагать, немаловажно не только для престижа самой Италии в глазах мировой общественности, но и для более приземлённых материй -заманивания таким образом в «исторические» места неиссякаемого потока туристов.

Именно поэтому любые вновь обнаруживаемые «древние» артефакты на полуострове так легко причисляются к античным эпохам, причисляются по так называемому прецедентному признаку .

Скажем, если ранее в некой Флорентийской Тоскане или где-нибудь во французской Бретани найденные там монеты уже датировались, скажем, 6-м веком до н. э., то, стало быть, и любые другие, похожие монеты, раскопанные в любом месте Европы, должны давать тот же самый 6-й век до н. э.

Историки века нынешнего насчитывают гибели Помпей почти 2000 лет. Стало быть, когда Помпеи впервые раскопали, им было около 1700 лет! Как мы говорили, традиционная историография даёт даже абсолютно точную дату смертоносного извержения вулкана - 24 августа 79 года!

Но можно ли по сохранившимся под пеплом предметам утверждать, что жители погибших городов жили в 1 веке, т. е. почти 2000 лет назад? Естественно, что всё, что раскапывается на Апеннинском полуострове, сразу и непременно соотносится с глубокой древностью.

В среде историков давно существует заговор «под старину», если речь идет о раскопках в Европе. А вот древней, античной Руси-России места в традиционной историографии, оказывается, нет. Здесь у историков заговор в другую сторону - «под молодость».

Даже если раскапываются в русской земле ну очень древние свидетельства, они автоматически втискиваются в уже заранее определённую им, сравнительно позднюю хронологию. Как говорится - чтобы не нарушать отчётности. Возникает вопрос - как увязана история Помпей с прошлым античной Европы? Повлияет ли как-то разоблачение античности Помпей на анналы мировой истории?

Считается, что в 1648 году по указанию неаполитанского короля Карла III некий граф Алькубиерре начал раскопки на месте, которое местные жители называли Civita (Чевита, городище), и вскоре обнаружил под слоем пепла и лавы город, впоследствии и названный городом Помпеи.

Человеческая память коротка и ненадёжна. Особенно, если от неё скрывать информацию или просто её замалчивать. Так и случилось с Помпеями.

Ведь ещё не так давно, каких-то 100-120 лет назад многие италийцы прекрасно знали о существовании Помпей, и даже помнили о гибели сразу нескольких городов, расположенных в относительной близости от Везувия.

Но вот прошло, казалось бы, совсем немного времени, и новые поколения италийцев уже ничего не помнят. Старики вымерли, молодежь занята своими проблемами. А внукам и вовсе нет дела до истории.

Существует целый ряд доказательств, рассчитанных на здравость ума и элементарную логику, показывающих, что Помпеи не могли погибнуть летом в 1 веке н. э.:

Выясняется, что не мог. Под пеплом археологи обнаружили людей в тёплой одежде, которую в Италии летом никто никогда не одевает.

А полы погребённых домов жителей Помпей, в свою очередь, были застелены коврами. Кто бывал в этих краях Италии, знает, что там ковры летом никто не стелет.

2. В городище найдены остатки недопитого вина, запечатанного в бутыли.

Из историографии известно, что вино в 1 веке н. э. консервировать не умели, до нового урожая оно просто не доживало, попросту превращаясь в уксус.

Сам же «Праздник молодого вина» (по образцу современного праздника «Божоле Нуво») - это 1 ноября. Такое, старое вино не могло храниться до 1 ноября. В праздник пили молодое вино.

3. В 15 километрах от Неаполя (по дороге от Неаполя к Торре Аннунциата) до сих пор стоит памятник с эпитафией (на фасаде виллы Фараоне Меннела), посвящённой извержению Везувия 15 декабря 1631 года.

Эта эпитафия, выбитая в 1738 году, описывает события страшного извержения вулкана. Везувий потерял 166 метров своей высоты, жерло вулкана расширилось с 2-х до 5,5 километров. Горящие осколки вулкана, оказывается, разрушали крыши домов в радиусе 90 километров от эпицентра Везувия…

4. На одной из фресок изображен фрукт ананас , который, как известно, появился в Европе только после открытия Америки.

5. В то же время, под пеплом Помпей обнаружена «фреска Рафаэля», где изображены «Три грации», две из которых стоят лицом, третья - спиной, и у каждой в руке по яблоку.

При этом грации полуобнимают друг дружку.

Три грации из Помпей (якобы 79 г.), содержащие сюжет Рафаэля из 16 века.

Теперь настоящие «Три грации» Рафаэля (1504 г.) есть возможность сравнить с фреской из Помпей.

Разница в том, что здесь в руках у женщин вместо молодых побегов яблоки.

Надо полагать, Рафаэль попросту подсмотрел у античных помпейских художников сюжет с обнажёнными девушками, чтобы нарисовать себе точно такой же!

Шутка шуткой, а ведь историки давно и хорошо знают об этих находках, но почему-то до сих пор молчат как рыбы!

Обратите также внимание на постановку ног граций. На обеих картинах ноги и расставлены, и подгибаются одинаково. То же самое можно сказать и о руках молодых женщин. На самом деле все это говорит лишь о том, что сами помпейцы, жившие уже после Рафаэля, вероятно в 16-17 веке, позаимствовали сюжет у этого великого живописца.

6. В одном из восстановленных текстов на помпейских папирусах обнаружены диакритические знаки - ударения и придыхания, которые наряду с пунктуацией и лигатурами вошли в обиход лишь в средние века, а своё завершение получили только с началом книгопечатания! Спрашивается, каким образом средневековые письмена попали в начало «человеческой» эры, т. е. в 1 век нашей эры?

7. В процессе раскопок обнаружены различные бронзовые инструменты, неотличимые по технологии изготовления от современных. Это - уголок с идеальным прямым углом, циркули, пинцеты, скальпели, зубоврачебные инструменты…

8. Рогаль-Левицкий в книге «Современный оркестр» сообщает, что в 1738 году, при раскопках Помпеи, были обнаружены два превосходных тромбона, выкованных из бронзы, и с золотыми мундштуками.

Неаполитанский король подарил один из этих тромбонов присутствовавшему при раскопках английскому королю, и по преданию, сохранившемуся с тех пор, этот древний античный тромбон всё ещё хранится в собраниях Виндзорского замка.

9. Также в Помпеях раскопан водопроводный кран, представляющий из себя герметичную конструкцию из трёх частей: корпуса, втулки со сквозным отверстием и притёртого к ней запорного цилиндрического вентиля.

Можно ли изготовить столь технологичную вещь при помощи примитивных инструментов в 1-м веке? Известно, что подводящие и магистральные трубы в Помпеях были изготовлены из свинца. В Англии, например, даже до сих пор многие старые дома имеют такие же свинцовые трубы.

Система водоснабжения в Помпеях не может не вызывать восхищения у современника. От водораспределительной станции в виде круглого резервуара диаметром в 6 метров, закрытого куполом у Везувианских ворот, вода по трубам диаметром в 30 сантиметров самотёком поступала к локальным водонапорным башенкам, служащим для снижения избыточного давления в системе и промежуточному накоплению воды для каждого квартала.

10. В Помпеях обнаружены изделия из бутылочного стекла, флакончики для духов цветного стекла разных оттенков, множество абсолютно прозрачных тонкостенных изделий.

Такие же стеклянные вазы изображены на многочисленных помпейских фресках, раскопанных под пеплом города.

Но ведь известно, что впервые прозрачное стекло было получено только в середине 15-го века!

А секрет производства такого стекла ещё долгое время, как зеницу ока, берегли от своих конкурентов венецианцы. К тому же, в Геркулануме обнаружены стандартные оконные стёкла большого размера - 45х44 см. и 80х80 см.

Но каким образом в 1 веке итальянцы умудрялись изготовлять ровное плоское стекло?

Первые известные оконные (лунные) стёкла (из мутного стекла), для церковных окон даже еще в 1330 году изготовляли примитивным способом «центифугирования на палке». Ну, а первое настоящее оконное стекло методом современного вальцевания произвели только в 1688 г. на «Сен-Гобене».

Стеклянная ваза из Помпей, хранящаяся в национальный археологическом музее Неаполя. Историки уверяют нас, будто бы для античных помпейцев производство таких ваз было обычным делом.

Перечисление всех «странных» находок, собранных на развалинах Помпей и близлежащих поселений здесь не представляется возможным.

Кроме прочего, это ведь еще и холодное оружие 16-17веков, граффити на этрусском языке, это калёный средневековый кирпич, изготовленный на ленточном прессе.

Оказывается также, что помпейцы из железа делали себе замки, дверные ручки, шарниры, засовы, задвижки и т. д. Что тут скажешь? Мы уже привыкли не удивляться чудесам исторической науки.

Но удивляет даже не это, а то, как историки, будто сговорившись, ни за что не хотят пересматривать историю, несмотря на столь очевидные противоречия.

Примечательно, что в последнее время некоторые экспозиции итальянских городов-музеев, пострадавших от Везувия, становятся для туристов всё менее доступными. Всё больше появляется сообщений о том, что местные смотрители не допускают туристов, а особенно тех из них, кто проявляет прицельное любопытство, к наиболее «опасным» с разоблачительной точки зрения, объектам.

Надо думать, хранители музеев в Италии уже проинструктированы (как в том же Египте и Китае) на предмет возможной опасности разоблачения так называемой итальянской античности .

Всё больше и больше появляется независимых исследователей, подвергающих сомнению не только древность отдельных италийских сооружений или штучных артефактов, не только саму старину так называемой древнеримской культуры, но так же и объявленные древности Англии, Франции, Испании, Германии и многих других.

Однако хозяева и хранители этих древностей быстро научаются работать в новых условиях. Понимая, что время обманов и спекуляций на древностях так или иначе когда-то закончится, пытаются не допускать туристов и исследователей к отдельным, наиболее опасным «древним» экспозициям, запрещают фотографировать, запирают до особого распоряжения начальства конкретные музейные залы и площадки…

Вот и в историческом музее Салоник, хранящем хоть и скудные, но важные с исторической точки зрения экспонаты, почему-то запрещено снимать на фото. С чего бы это? А если и мы запретим иностранцам снимать, например, наш Аркаим на Урале, разве нас после этого не заподозрят в укрывании исторической правды?

Если хотя бы разрешить такой «пустяк», основанный, впрочем, на самых откровенных доказательствах, как Гибель Помпей в 17-м, а не в 1-м веке от Р. Х., то даже это, казалось бы, малосерьёзное хронологическое уточнение, вдруг внесённое в официальную историографию Европы, способно раскачать всё здание исторической науки.

Придётся пересматривать многое и многое, пытаться заново увязывать когда-то столь удобную, «стройную» и «логичную» картину прошлого с новыми данными. И пересмотр этот коснётся не только одной Европы.

Начнётся цепная реакция. Законы логики потребуют от историков увязать тысячи вновь возникших и противоречащих друг другу фактов, событий, ссылок, заставят переписать сотни тысяч основополагающих исторических, археологических, лингвистических и смежных с ними трудов. А это уже - миллионы загубленных учебников, пособий, туристических агентств и музейных хранилищ. Трудно даже представить, сколько на это потребуется средств и сил.

Для человека думающего даже и столь краткий обзор проблемы Помпей способен уже разложить всё по полочкам. Простая логика подсказывает столь же очевидный вывод - перечисленные свидетельства относят гибель городов не то что к 1-му веку, и даже не к раннему средневековью.

Все факты говорят за то, что Помпеи, Геркуланум и другие, близлежащие к Везувию якобы древние поселения Италии, погибли в довольно позднем средневековье. «Технология материальной культуры» - вещь серьёзная, со своими строгими закономерностями. Как говорится, нельзя съесть булочку, не взрастив сначала в поле хлеба, и не поджарив его печке. Законы развития ещё никто не отменял.

Последние 15-20 лет отличаются небывалым подъёмом самосознания представителей некоторой части общества. Их не так много, как, наверное, хотелось бы. Но достаточно, чтобы вызвать головную боль в головах историков.

Непременное желание пытливых современников искать и докапываться до истины лично , невзирая на устоявшиеся в науке и культуре взгляды, авторитеты и догмы, сметает на своём пути любые препятствия.

Наиболее «циничные» из них идут дальше - не доверяют вообще ничему, подвергая сомнению, например, фундаментальные основы физики, химии, астрономии. Человеку уже недостаточно просто слушать кем-то разжёванные истины, ему хочется дойти и вскрыть тайну самому. Возможно, даже переоткрыть основы (что часто и случается на деле), найти совершенно новое решение, ранее не известное.

Да и то сказать, где и как наука добывала свои знания о мире? Не пользовалась ли она своим, раздутым в кабинетах, авторитетом порой в ущерб подлинному знанию? И где гарантия, что наука попросту не дурила обывателя своими «ошеломляющими открытиями» ради обретения славы и хлеба?

Хорошо, когда это реальный эксперимент с исследуемым объектом, а не кабинетное умозаключение. Но какие основания верить, скажем, в научную теорию о строении Земли, возведенную на весьма приблизительных и непроверенных данных?

Или в то, например, что запасов нефти, газа и некоторых других «редких» запасов в недрах планеты осталось всего на несколько десятков лет?

Задумывались ли мы, сколько за историю науки было защищено и положено на полку научных открытий, диссертаций и монографий? Их миллионы. Мы о них почти ничего не знаем.

И вопросов таких много, только успевай руки подставлять.

Ведущий редактор рубрики «Сколько стоит человек»
Фёдор Избушкин

Туристы, посещающие Южную Италию и её жемчужину — город Неаполь, имеют возможность насладиться прекрасными видами, в том числе величественной горы, расположенной всего в нескольких километрах от городской черты.

Гора высотой всего в 1281 метр не выглядит устрашающей, особенно если не знать её названия — Везувий. Это единственный действующий вулкан континентальной Европы и один из самых опасных вулканов, известных человечеству.

Тем, кому внешний вид Везувия не покажется пугающим, местные жители посоветуют съездить на побережье Неаполитанского залива к востоку от Неаполя. Там расположены три античных города — Помпеи, Геркуланум и Стабии, жизнь в которых прекратилась в один день 24 августа 79 года, когда вулкан заговорил в полную силу.

В I веке нашей эры серьёзных и систематических наблюдений за вулканами, в том числе за Везувием, не вели. Да и вряд ли они бы помогли — Везувий не проявлял активности с бронзового века и считался давно потухшим.

В 74 году до нашей эры Спартак и примкнувшие к нему гладиаторы в самом начале своего восстания скрывались от преследователей именно на Везувии, покрытом буйной растительностью.

Местные жители никакой угрозы от соседства с вулканом не чувствовали.

«Древнеримскую Рублёвку» основал Геркулес

Крупнейшим из античных городов, соседствовавших с Везувием, являлся город Помпеи, основанный в VI веке до нашей эры. В городе, который после взятия римским диктатором Суллой в 89 году до нашей эры считался колонией Рима, проживало, по современным оценкам, около 20 тысяч человек. Это был важный пункт на торговом пути между Римом и Южной Италией, и столь удачное местоположение стало одной из причин его расцвета.

Кроме того, Помпеи можно назвать чем-то средним между античным курортом и «древнеримской Рублёвкой» — здесь имели свои виллы многие знатные граждане Рима.

Расположенный неподалеку Геркуланум, как и Помпеи, был основан в VI веке до нашей эры. Его основание приписывалось Геркулесу , совершившему один из подвигов в этих местах и «отметившему» это событие основанием даже не одного, а двух городов (вторым стали как раз Помпеи).

Город, расположенный непосредственно на берегу моря, в течение долгого времени использовался как порт и успешно развивался. Однако к 79 году лучшее время для Геркуланума было уже в прошлом — город сильно пострадал от мощного землетрясения, произошедшего в 62 году, и к моменту новой катастрофы в нём проживало не более 4000 человек.

Стабии городом к 79 году считались только условно. Некогда достаточно крупный населённый пункт был фактически полностью разрушен во время «визита Суллы» в 89 году до нашей эры, в результате чего Помпеи лишились своей независимости.

Город восстанавливать не стали, однако его для своих вилл облюбовали представители римской аристократии из числа тех, кто не пробился на «Рублёвку» в Помпеях.

Конец света после обеда

Менее чем за 20 лет до извержения Везувия в этой местности произошло масштабное землетрясение. Целый ряд деревень неподалёку от Геркуланума и Помпеев были полностью уничтожены, в самих городах были очень серьёзные разрушения.

Память человеческая, однако, умеет быстро стирать неприятные воспоминания. За 17 лет многое из разрушенного было отстроено вновь. Особенно это касается города Помпеи, который стал ещё лучше прежнего. Достопримечательностями города являлись храм Юпитера, форум и амфитеатр, способный вместить практически всё население Помпеев.

Жизнь в Помпеях, Геркулануме и Стабиях шла своим чередом вплоть до 24 августа 79 года. Более того, в этот день в помпейский амфитеатр стекались люди, желавшие посмотреть на бои гладиаторов.

Извержение началось во второй половине дня 24 августа и стало полной неожиданностью для жителей близлежащих городов и деревень. Везувий выбросил в небо огромное облако раскалённого пепла. Тепловая энергия, выделенная вулканом во время извержения, в разы превосходила энергию, выделенную при бомбардировке Хиросимы. Облако из камней, пепла и дыма достигало высоты 33 километров. Западная часть вулкана взорвалась и свалилась в расширившийся кратер.

Несмотря на весь ужас происходящего, для жителей городов катастрофа вовсе не была молниеносной. Выпадение пепла, хоть и затрудняло дыхание и осложняло передвижение по городу, всё-таки не являлось фатальным явлением. Все, кто смог оценить нависшую угрозу, стали стремительно покидать города, оказавшиеся в опасности. Но далеко не все могли объективно оценить степень опасности.

Спасайся, кто хочет

Знаменитый древнеримский писатель Плиний Старший , занимавший в 79 году пост командующего галерным флотом в Мизене на берегу Неаполитанского залива, с началом извержения, привлечённый его грандиозностью, направился в Стабии, дабы наблюдать за буйством стихии и помочь пострадавшим. Прибыв в Стабии через несколько часов, он не смог их покинуть из-за начавшегося отлива. Успокаивая перепуганных жителей и ожидая изменения условий на море, Плиний Старший внезапно умер. По одной из версий, причиной его гибели стали сернистые испарения.

Из писем его племянника Плиния Младшего известно, что катастрофа развивалась в течение продолжительного времени. Плиний Старший, например, погиб в ночь на 26 августа, то есть более чем через сутки после начала извержения.

По мнению исследователей, фатальный удар по Помпеям и Геркулануму нанесли пирокластические потоки — смесь высокотемпературных (до 800 градусов Цельсия) вулканических газов, пепла и камней, способных развивать скорость до 700 километров в час. Именно пирокластические потоки стали причиной гибели большинства людей, оставшихся в Геркулануме.

Однако потоки эти обрушились на города не ранее чем через 18- 20 часов с момента начала катастрофы. Всё это время у жителей города была возможность избежать гибели, которой, очевидно, большинство воспользовалось.

Установить точное число жертв катастрофы весьма сложно, ибо называются числа разного порядка. Но, по современным оценкам, скорее всего из 20 тысяч жителей города Помпеи погибло около двух тысяч. В Стабиях и Геркулануме число погибших было меньше в силу того, что сами они были значительно меньше Помпеев.

Плиний Младший не был свидетелем того, что происходило в Помпеях и Геркулануме, но он оставил свидетельства паники в Мизене, которая уцелела во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и (как любой душе, обезумевшей от ужаса, любое предложение кажется более благоразумным, чем её собственное) давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли... Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определённо суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке... Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».

Законсервированная история

После первого удара последовала вторая волна пирокластических потоков, которая довершила дело. Помпеи и Стабии оказались под слоем пепла и пемзы глубиной в 8 метров, в Геркулануме слой пепла, камней и грязи составил около 20 метров.

Кто же погиб в Помпеях, Геркулануме и Стабиях?

Среди жертв извержения было много рабов, которых хозяева оставляли стеречь имущество. Погибли пожилые и больные люди, которые не смогли покинуть города из-за своего состояния. Были и те, кто решил, что удастся переждать бедствие в своём собственном доме.

Часть жертв извержения, уже покинув город, остались от него в опасной близости. Они погибли от отравления газами, выделившимися во время буйства Везувия.

Огромные массы пепла и пирокластические потоки «законсервировали» города и тех, кто в них остался, в том состоянии, в каком они находились в момент гибели.

Уцелевшие жители не пытались заниматься раскопками на месте трагедии, просто переселившись на новое место.

О погибших городах вспомнили лишь в XVIII веке, когда после нового извержение Везувия рабочие в этой местности наткнулись на древнеримские монеты. На какое-то время территория стала раем для золотоискателей. Позднее их сменили охотники за раритетами в виде статуй и других исторических реликвий.

Полноценные раскопки города Помпеи начал итальянский археолог Джузеппе Фиорелли . Именно он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребенных под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения.

С Джузеппе Фиорелли началась систематическая работа учёных в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, которая продолжается и по сей день.

Что касается Везувия, то в 2014 году исполняется 70 лет со времени его последнего крупного извержения. Однако ученые убеждены — чем дольше он молчит, тем мощнее будет его следующий удар.

Об извержении Везувия в 79 г., и гибели города Помпеи, знают, пожалуй, все. Слои пепла и магмы, которые накрыли Помпеи, законсервировали целые дома, не говоря уже о деревьях, людях, животных. Сейчас возможно не только видеть, как выглядел тот же город Помпеи 2000 лет назад, но и восстановить ход 19-ти часового извержения вулкана. Однако далеко не все еще известно о том, что произошло тем далеким августовским днем во времена правления . Благодаря современной науке учеными выдвигаются все новые и новые версии об истинных причинах ужасной трагедии.

Первый предвестник катастрофы – землетрясение в 63 г. Оно превратило окрестности Везувия в пустыню и разрушило часть Помпеев. С течением времени страсти поутихли, страх прошел, город снова отстроился. Никто не мог предположить, что людей ожидает еще более жуткая участь.

Извержение вулкана Везувий

Началось все в час дня 24 августа. Со страшным грохотом разверзлась вершина вулкана, над ним поднялся столб дыма и полетели тучи пепла, которые смогли достичь даже районов Рима. С неба с шумом и грохотом обрушился настоящий ливень из камней и пепла, затмивший солнце. Перепуганные люди бежали из города. Потом из вулкана полились потоки лавы. Ближайший к Везувию город Геркуланум затопили лавины грязи, образовавшейся из пепла, воды и лавы. Поднимаясь, они заполнили собой весь город, затекая в окна и двери. Спастись не успел почти никто.


Соседний город Помпеи грязи не видел. На него обрушились вначале тучи пепла, который, казалось, возможно легко стряхнуть, но потом начали падать куски пористой лавы и пемзы по несколько килограммов каждый. В первые часы, возможно, успели покинуть город достаточно много жителей. Однако когда большинство людей поняли, что им грозит, было уже поздно. На город опустились серные пары, мешавшие дышать. Горожане гибли или под ударами падавшей лавы, или просто задыхались.

Спустя 48 часов снова засияло солнце. Однако город Помпеи к тому времени перестал существовать. В радиусе 80 км все было разрушено. Лава, застывая, снова превращалась в камень. Пепел занесло даже в Африку, Сирию, Египет. А над Везувием стоял лишь тоненький столб дыма.

Результаты раскопок, описание трагедии

Спустя века, когда на месте Помпей проводили раскопки, извлекли множество окаменелых статуй - жертв того извержения. Ученым удалось выяснить, почему они сохранились. Природа будто позаботилась о будущих археологах. Сразу после извержения на окрестности Везувия пролился мощный горячий ливень, который превратил пепел в грязь, надежно укрывшую тела. В последствии эта грязь превратилась в подобие цемента. Залитая ею плоть постепенно разлагалась, но тот объем, который она некогда занимала, оставался полым внутри затвердевшей субстанции.

1777 год – на Вилле Диомеда впервые нашли не просто скелет, но и отпечаток тела под ним, но только в 1864 г. руководитель раскопок Джузеппе Фьоролли придумал, как восстановить облик умершего. Простукав поверхность и обнаружив полость, которая осталась от разложившегося тела, археологи проделывали небольшое отверстие и заливали в него жидкий гипс. Заполняя каверну, тот создавал слепок, точно передававший предсмертную позу помпейца.

Такой способ позволил восстановить сотни человеческих тел: в ряде случаев хорошо видны прически жертв, складки их одежды и даже выражения лиц, благодаря чему мы весьма подробно можем представить себе последние минуты жизни несчастного города. Слепки запечатлели весь ужас и отчаяние той далекой катастрофы, навеки остановив мгновенье: по сей день женщина держит на руках младенца, а две девочки цепляются за края ее одежды. Молодые мужчина и женщина лежат рядом, будто только что упали на бегу. А за северными стенами города какой-то несчастный теряет равновесие, напрасно дергая козу за привязь.

Повсюду смерть моментально настигала множество людей. В доме некоего Квинта Поппея замертво упало 10 рабов, поднимавшихся по лестнице в верхние покои; идущий первым, держал бронзовый светильник. В доме Публия Пакувия Прокула раздавило семеро детей, когда обрушился второй этаж, не выдержав тяжести лавы. В здании, где велась виноторговля, 34 человека укрылись под сводчатым перекрытием, захватив с собой хлеба и плодов, чтобы переждать извержение, - однако выбраться они уже не смогли. В одном загородном поместье в погребе погибло 18 взрослых и 2 ребенка, а хозяин имения, сжимавший в руке серебряный ключ, скончался снаружи дома у садовой калитки, выходившей к полям. Подле него находился управляющий, который нес хозяйские деньги и другие ценности.

В доме Менандра хозяева сбежали, оставив привратника охранять имущество. Старик прилег в своей каморке у дверей и скончался, прижимая к груди хозяйскую мошну. У Нукерийских ворот просил милостыню нищий - ему накидали мелочи и подарили совсем новые сандалии, но никуда в них уйти он уже не смог. В Доме Везония Прима забыли привязанную собаку. Пес карабкался вверх сквозь пепел и пемзу, пока позволяла длина цепи.

В казарме навсегда остались 50 гладиаторов, двое были прикованными к стене. Но оказался среди них и некто из совсем иных общественных слоев: это была женщина, как видно, богатая и знатная. Кости, оставшиеся от нее, украшали жемчуга, кольца и другие драгоценности. Была ли это щедрая благодетельница, опекавшая сразу нескольких бойцов и застигнутая гибелью во время обычного визита к своим подопечным? Либо она навещала той роковой ночью своего любовника? Мы уже никогда ничего не узнаем об этой таинственной истории.

Трогательных фактов о помпейцах, навеки застывших в 79 г., можно рассказать немало. Кое-какие из тел выставлены на обозрение туристам в помпейском «Саду беглецов», но большая часть хранится в запасниках тамошнего музея.

От чего погибли жители Помпеи

Традиционно считали, что смерть всех помпейцев была долгой и мучительной: они вдыхали пепел, который превращался в их легких в своеобразный цемент, блокировавший дыхание. Но сравнительно не так давно группа неапольских вулканологов во главе с Джузеппе Мастролоренцо поставила эту теорию под сомнение. Они пришли к выводу, что жертвы не метались, не агонизировали в удушье и не ловили воздух ртом - они моментально были убиты пирокластическим потоком.

По расчетам вулканологов, Везувий выбросил один за другим шесть таких потоков. Три первых остановились, немного не дойдя до города, находящегося в 4,5 км от подошвы вулкана. Именно они уничтожили все живое в соседних Геркулануме, Стабиях и приморском местечке Оплонтис, которые имели несчастье быть расположенными немного ближе к Везувию (и о которых, увы, редко вспоминают как о жертвах той катастрофы). А вот гибель Помпеев наступила от четвертой волны высотой 18 м, промчавшейся со скоростью современной машины (примерно 104 км/ч) и накрыла город раскаленным газом. Все продолжалось не более минуты, возможно, даже меньше. Но этого хватило, чтобы сотни людей погибли моментально.

Ученые исследовали останки 650 помпейцев и сравнили их с 37 скелетами, обнаруженными в Оплонтисе, и 78 из Геркуланума. По цвету и структуре костей они вычислили, что жители Геркуланума и Оплонтиса погибли от пирокластического потока температурой 500–600 °C, а помпейцы - от потока, который был холодней: 250–300 °C. В первом случае люди в момент сгорели до костей, а во втором - нет. Поэтому в Геркулануме и не осталось целой человеческой плоти, которая, будучи покрыта пеплом, потом создала бы полость, как это случилось с помпейцами.

Но чем же тогда объясняется, что у большинства жителей Помпеев, как видно на их гипсовых слепках, широко разинуты рты? Ведь именно это в первую очередь дало возможность приписать их смерть удушью. Вулканологи отвечают, это каталептическое окоченение. Несчастные застыли в тех позах, в которых их неожиданно настигла волна раскаленного газа. И в действительности, очень многих из них резкий мышечный спазм остановил в движении, к примеру в бегущей позе, а ведь человек, которому не хватает дыхания, бежать не может. По мнению Мастролоренцо, открытый рот жертвы - это последний вопль боли, а не желание вдохнуть; руки, поднесенные к лицу, - результат судорожного спазма, а не защита от пепла.

Почему же все всегда объясняли позы несчастных именно удушьем? Исключительно благодаря убедительности рассказа римского историка Плиния Младшего, сообщившему в письмах Тациту о смерти его дяди, Плиния Старшего, во время извержения. В момент извержения он с семьей был в порту Неаполитанского залива неподалеку от Помпеев. Плиний Старший, адмирал римского флота, во главе эскадры отправился к гибнущим городам.

В скором времени он достиг ближайшего - Стабий. Однако как только адмирал с командой сошел на берег, ядовитое серное облако окутало побережье. Плиний Младший писал: «Дядя встал, опираясь на двух рабов, и тут же упал… думаю, потому, что от густых испарений ему перехватило дыхание. Когда вернулся дневной свет, тело его нашли в полной сохранности, одетым как он был; был похож он скорей на спящего, чем на умершего». Спасатели умерли от удушья, а вместе с ними погибли 2000 беженцев. Но дело в том, что в Помпеях в позе Плиния археологи находят тела редко, большинство же из оставшихся в городе были чем-то активно заняты в момент смерти.

Жизнь и быт в городе Помпеи до катастрофы

Примечательно, что в Помпеях за месяц до извержения вулкана, проходили выборы местных магистратов, и на стенах домов сохранились самые различные избирательные призывы. Среди них немногие выражают пожелание отдельных лиц, подавляющее же большинство выглядит так:

«Гая Куспия Пансу предлагают в эдилы все мастера-ювелиры», «Прошу вас, сделайте эдилом Требия, его выдвигают кондитеры», «Марка Голкония Приска и Гая Гавия Руфа предлагают в дуумвиры Феб со своими постоянными покупателями». Признак, объединяющий авторов надписи, мог быть самым странным: «Ватию предлагают в эдилы, объединившись, все любители поспать» или: «Гая Юлия Полибия - в дуумвиры. Любитель ученых занятий, а вместе с ним булочник».

Художниками были ремесленники, которые, что интересно, работали «бригадным методом»: одни делали раствор и краски, другие создавали основу под фреску, а третьи ее расписывали. Экспертам сегодня стало известно, что помпейцы смешивали краски с водой для придания разных оттенков еще на сырой от свежей штукатурки стене. После этого картина полировалась каменными валиками. Благодаря тому что фрески сохранились до нашего времени, ученые пришли к выводу, что помпейцы в своем арсенале имели 4 различных стиля росписи стен.

В III столетии до н. э. они на песчаник наносили штукатурку, которую после красили для создания цветного фона стены, и лишь после этого наносили рисунок. Если в 85–80 г. до н. э. изображали реальных людей, то в 30-е годы на стенах уже появились изображения литературных героев. Чуть позднее перешли к декору, напоминающему картины импрессионистов. Что интересно: после извержения вулкана подобные фрески больше нигде не повторялись.

В особенности восхищает мозаика помпейцев. Ее делали из стекла или керамики. При чем мозаика играла не только эстетическую, но и функциональную роль в жилищах. Например, на мозаичных полах выкладывались «послания». Если у входа была выложена фигура собаки, это могло свидетельствовать о богатстве хозяина дома, «собака» же была призвана это богатство охранять.

Мозаики в домах и банях жителей города было довольно много. 1831 год – археологи нашли мозаичное панно, сделанное из полутора миллионов кубиков! Говорится о мозаике, на которой изображен , ведущий поединок с персидским царем Дарием. Алекс Барбе полагает, что это панно находилось на вилле очень богатого жителя Помпеев, так как рядом была и его баня, тоже полностью отделанная мозаикой. Так же украшались и фонтаны - как в городе, так и в садах богачей.

В особенности искусно расписывались салоны для приема гостей. Их могло быть несколько. Трапезные были организованы на греческий манер: там находятся три кровати с подушками, размещенными полуовалом. На них принимали угощения полулежа. В такой столовой как правило бывало три двери, две из которых предназначались исключительно слугам.

Жители Помпей слыли в античном мире большими любителями покушать. Мягкий средиземноморский климат давал возможность выращивать различные овощи и фрукты, рыба плескалась невдалеке, да и мяса было достаточно. Искусные повара-рабы готовили лакомства, славившиеся далеко за пределами города. Различные рецепты подаваемых блюд строго хранились. Порой хозяева отпускали таких рабов на волю в благодарность за их кулинарное мастерство, правда, оговаривая условия: их ученики-преемники должны быть такими же мастерами в приготовлении блюд, как и они.

Первые раскопки города

Однако прошло несколько веков, и итальянцы забыли, где именно находились погибшие города. Легенды доносили до жителей отголоски древних событий. Но кто погиб? Где и когда? Крестьяне, копавшие колодцы в своих усадьбах, часто находили в земле следы старинных построек. Только в конце XVI столетия во время прокладки подземного туннеля в районе города Торре-Аннунциата строители наткнулись на остатки древней стены. Еще спустя 100 лет при строительстве колодца рабочие обнаружили часть здания, на котором была надпись: «Помпеи».

Серьезные раскопки в районе катастрофы начали вести только во второй половине XVIII столетия. Но у археологов не было достаточного опыта, чтобы правильно выполнять работы такого масштаба. Раскопанные здания, после того как из них вывозили все самое интересное - обычно, драгоценности и древние статуи - вновь засыпали. В результате погибло множество бесценных артефактов, предметов быта горожан. Однако уже в конце XVIII столетия археологи схватились за голову и навели порядок на раскопках.

А во время правления Иоахима Мюрата, бывшего наполеоновского маршала, ставшего со временем правителем Неаполя, раскопки начали вестись вполне цивилизованным образом, по всем правилам науки. Теперь ученые обращали внимание на расположение вещей, окружающую их среду, простые орудия труда и бытовую утварь. До нашего времени погребенные города удалось раскопать на три четверти. Но впереди еще большая работа, сулящая ученым новые удивительные открытия.