Как долги японии и сша приносят им сверхдоходы. Как долги японии и сша приносят им сверхдоходы Госдолг по отношению к ввп

Подсчитаны новые данные государственного долга стран мира в 2017 году. Учитывая уникальность экономики каждой страны, для более объективного сравнения государственный госдолг сравнивается с валовым внутренним продуктом (ВВП).

Государственный долг различают двух типов:

Текущий - тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2017.
Общий государственный - накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы.

Чтобы оценить величину госдолга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт ) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Так, в 2016 году государственный долг Японии составлял около 248,1 % от ВВП. Это означает, что для полного погашения государственного долга, всё население страны должно работать в течение 2,5 лет, полностью отказавшись от использования ВВП в других целях, например как собственное потребление. В действительности в течение этого периода возникнет новая задолженность, так как полный отказ от собственного потребления невозможен. С другой стороны, Япония является, наряду с Китаем, самым крупным кредитором США. И при взаиморасчёте, положение Японии может оказаться лучше, чем США. Напомним, государственный долг стран мира 2016 .

Стоит отметить, что экономика США при наличии крупнейшего госдолга в мире и самого крупного ВВП в соотношении находится лишь на 9 месте.

Эксперты утверждают, что госдолг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности.

Далее приведены значения государственного долга (брутто, без встречных требований других государств) по отношению к ВВП. При этом не учитываются обязательства государств по пенсионному страхованию, медицинскому страхованию, здравоохранения и другие виды финансирования. В том числе и скрытая задолженность.

Государственный долг стран мира 2017 в процентах от ВВП: Таблица

1 Япония - 250,91
2 Ливан - 147.62
3 Италия - 131.71
4 Эритрея - 127.5
5 Португалия - 127,33
6 Кабо-Верде - 122.25
7 Бутан - 122.12
8 Ямайка - 116.07
9 США - 107.48
10 Барбадос - 106.58
11 Бельгия - 106,52
12 Гамбия - 99.24
13 Ливия - 98.94
14 Франция - 98.84
15 Испания - 98,47
16 Сингапур - 99,93
17 Мальдивы - 95.84
18 Кипр - 95.32
19 Ирак - 95.22
20 Мавритания - 94.58
21 Сан-Томе и Принсипи - 93.77
22 Украина - 92.31
23 Белиз - 92.04
24 Бахрейн - 92.01
25 Канада - 90.56
26 Хорватия - 88.99
27 Египет - 88.82
28 Антигуа и Барбуда - 88.08
29 Великобритания - 87.92
30 Сент-Люсия - 87.87
31 Иордания - 87.45
32 Ирландия - 84.6
33 Австрия - 83.85
34 Мозамбик - 82.02
35 Словения - 81.78
36 Сент-Винсент и Гренадины - 81.73
37 Доминика - 81.28
38 Бразилия - 80.49
39 Гренада - 78.26
40 Сербия - 77.94
41 Черногория - 76.99
42 Шри-Ланка - 74.83
43 Венгрия - 74.46
44 Киргизия - 73.52
45 Гана - 72.21
46 Тринидад и Тобаго - 69.4
47 Республика Конго - 68.99
48 Беларусь - 68.89
49 Ангола - 68.65
50 Албания - 67.77
51 Израиль - 67.69
52 Багамские Острова - 67.56
53 Малави - 67.45
54 Финляндия - 66.25
55 Лаос - 66.11
56 Германия - 65.88
57 Индия - 65.56
58 Нидерланды - 64.89
59 Вьетнам - 64.82
60 Уругвай - 64.01
61 Марокко - 63.97
62 Пакистан - 63.66
63 Того - 63.13
64 Сальвадор - 61.79
65 Джибути - 61.33
66 Аргентина - 60.87
67 Мальта - 60.78
68 Тунис - 59.27
69 Эфиопия - 59.03
70 Замбия - 58.61
71 Лесото - 58.5
72 Сейшельские Острова - 58.49
73 Йемен - 58.15
74 Пуэрто-Рико - 57.7
75 Маврикий - 57.56
76 Самоа - 57.01
77 Катар - 56.38
78 Сенегал - 56.22
79 Сент-Китс и Невис - 55.98
80 Малайзия - 54.96
81 Кения - 54.96
82 Мексика - 54.89
83 Зимбабве - 54.89
84 Таджикистан - 54.43
85 Гайана - 54.1
86 Польша - 52.85
87 Исландия - 52.63
88 Судан - 52.43
89 Сьерра-Леоне - 52.14
90 Центральноафриканская республика - 52.11
91 Южно-Африканская Республика - 52.11
92 Словакия - 51.89
93 Гондурас - 49.76
94 Габон - 49.52
95 Китай - 49.32
96 Армения - 48.93
97 Боливия - 48.28
98 Колумбия - 47.99
99 Нигер - 47.85
100 Дания - 47.73

175 Россия - 19.43

Новый рекорд внутреннего государственного долга установила Япония. Величина государственного долга Страны восходящего солнца перед собственными корпорациями и населением составляет сегодня более 235% ВВП. Инвесторы уверены: гигантский долговой пузырь может лопнуть уже в самые ближайшие годы (до 2017 г.), и виноватой в этом, вероятно, окажется финансово-нестабильная Европа. Японские власти пытаются решить проблему за счет увеличения налогов, но эксперты считают это не лучшим лекарством и уже не верят в иену как в надежный актив. Наибольшее опасение у инвесторов вызывает неумолимый рост японского государственного долга. В 2011 финансовом году, который закончился 31 марта 2012 г., его общий объем составил около 12 трлн долл. Эта сумма вдвое превышает ВВП государства. Согласно оценкам МВФ к 2014 г. размер этого долга составит 245% ВВП, а ведь еще в 1984 г. он был на вполне безопасном уровне - немногим более 67% ВВП. По подсчетам экономистов государственный долг в расчете на каждого японца уже превышает 105 тыс. долл.

Не стоит забывать при этом, что речь идет о внутреннем долге, поскольку японское государство занимало средства у населения и национальных корпораций, в том числе через страховые компании или пенсионные фонды. Внешние займы составляют незначительную долю в общем объеме японского государственного долга. "Долг Японии - это огромный пузырь, и он достиг таких размеров, что любая “маленькая иголка” может его проткнуть", - считает президент инвестиционной компании "Фуджимаки" Такеси Фудзимаки. По его мнению, японская экономика может обрушиться в 2017 г. У Японии нет выхода из сложившейся ситуации, кроме как объявить дефолт или спровоцировать гиперинфляцию - утверждает менеджер. Именно европейские события как раз и могут стать той роковой "маленькой иголкой". По его мнению, к 2018 г. Япония вплотную подойдет к неизбежному дефолту. Еще в январе 2011 г. - впервые с 2002 г. - рейтинговое агентство Standard & Poor"s снизило долгосрочный рейтинг Японии до АА- с АА с негативным прогнозом. Тогда же японское правительство разработало план по повышению налогов на потребление в предстоящие годы. В частности, планируется поднять 5% налог на потребление до 10% к 2015 г. Происшедшая в Японии весной 2011 г. крупнейшая природная катастрофа (мощное цунами с землетрясениями) и последовавшая авария на АЭС "Фукусима" лишь усугубили ситуацию с растущими бюджетными расходами (было затрачено 50 млрд долл. на нейтрализацию последствий этой катастрофы). Эксперты полагают, что это приведет к дальнейшему затуханию роста промышленного производства и замедлению восстановления экономики после стихийного бедствия.

Весной 2012 г. агентство Standard & Poor"s подтвердило суверенный рейтинг Японии на уровне АА-, сохранив негативный прогноз. Однако в мае 2012 г. Fitch понизило долгосрочный кредитный рейтинг Японии сразу на две ступени, до отметки А+. У рейтинговых агентств есть сомнения, что обсуждаемые правительством фискальные меры будут иметь положительный эффект. Увеличение налога на потребление не решит структурных проблем японской экономики, заявляет Standard & Poor"s. К структурным проблемам в агентстве отнесли несоответствие между системой социального обеспечения, старением населения и низким макроэкономическом ростом. Специалисты Fitch также указали на политические риски налоговых мер, предпринятых правительством в надежде решить ухудшающую финансово-экономическую ситуацию в стране.

В Докладе ООН причины гигантского роста задолженности разных стран связываются с проводившейся за последние 30 лет политикой правительств. В документах ООН также предлагаются меры решения долгового кризиса, отличные от тех, которые традиционно проводит МВФ. Например, в одном из последних докладов ООН ставятся под сомнение основные меры, которые разрабатывает и рекомендует правительствам МВФ. Специалисты ООН саркастически замечают, что "англосаксонские страны" (а это прежде всего США и Англия), которые явились источниками всемирного кризиса, сегодня снова взяли на себя "миссию руководить политикой по спасению от кризиса мировой финансовой системы". Далее ооновцы решительно выступают против "сжатия" государственных социальных расходов, правомерно полагая, что это ведет к сокращению покупательной способности, что плохо влияет на производство и ведет к его сокращению и росту безработицы. Аргументация, изложенная в докладе ЮНКТАД, представляется более убедительной по сравнению с концептуальными положениями МВФ.

Но проблема в том, что за МВФ стоят могущественные банки и корпорации, а также США, Великобритания и другие страны с сильнейшими корпоративно-банковским влиянием на политику. А сам этот фонд выступает как реальная наднациональная сила, обладающая огромными возможностями давления на правительства многих стран. Подходы МВФ в итоге и принимают к исполнению, тем более что современные правительства состоят, как правило, из довольно сереньких людей, не имеющих ни специальных знаний и большого жизненного опыта, ни внутренней силы и энергии, чтобы проводить адекватную политику в интересах своих наций и в целом мирового сообщества. Попытки противодействия мейнстриму мировой политики предпринимаются крайне редко. Президент-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан летом 2011 г. на ежегодном пленарном заседании МВФ и группы Всемирного банка выступил с важным заявлением, в котором он провозгласил необходимость радикального пересмотра всей теоретико-методологической и политической базы Бреттон- Вудских учреждений (МВФ и Всемирного банка), более справедливой их деятельности и возвращении к кейнсианскому регулированию. Сразу же после этого заявления он был обвинен в сексуальных домогательствах, арестован и с позором изгнан с этого поста и в целом из большой политики.

Все хорошо знают что Япония лидер по размеру государственного долга среди всех стран мира. Отношение госдолга к ВВП в Японии составляет 250%. Абсолютный размер долга - 12,5 трлн. долларов. Вот его динамика в последнее десятилетие.

Считается что иметь дефицитный бюджет нехорошо. Но японцы меньше всех напрягались и напрягаются по этому поводу. Они охотно финансировали и продолжают финансировать дефицит бюджет за счёт размещения облигаций. Международные финансовые организации их постоянно критиковали и критикуют за это. И тут вдруг неожиданно выяснилось что проблемы с госдолгом нет вообще никакой. Сейчас объясню почему. Но сначала немного цифр.
Федеральный бюджет в Японии составляет 830-850 млрд. долларов по расходам. Облигаций они выпускают каждый год на 1,5 трлн. долларов. Т.е. эмиссия облигаций вдвое првышает бюджет. Большая часть облигаций идет на рефинансирование накопленного долга (см. диаграмму).


Черные сегменты это облигации, выпущенные для того чтобы рефинансировать долг. Красные сегменты это облигации, выпущенные для финансирования дефицита бюджета. Серые сегменты это облигации, выпущеные для того чтобы финансировать дефицит пенсионного фонда.
При этом дефицит бюджета у Японии составляет 4,5% ВВП.

Для сравнения у США дефицит бюджета составляет 3,2% ВВП, у Великобритании - 3% ВВП.

15,6% всех доходов федерального бюджета в Японии идет на уплату только процентов по гос. облигациям. При этом Банк Японии держит 40% всего долга Правительства Японии. И Банк Японии возвращает обратно Правительству все процентные платежи по тем облигациям, которые ему (Банку Японии) принадллежат. Ну то есть обслуживание той части долга, которая принадлежит Банку Японии не стоит Правительству ничего. А 15,6% доходов бюджета уходит на обслуживание прочей части гос. долга - того гос. долга который принадлежит физическим и юридическим лицам.

И вот Правительство Японии совместно с ЦБ Японии решили полностью решить проблему госдолга. Они договорились что ЦБ Японии будет выкупать с рынка госдолг Японии, принадлежащий всем прочим держателям облигаций. Каждый год будет выкупаться долг на 700-800 млрд. долларов. Предполагается что весь долг будет выкуплен Банком Японии к 2026 году. Соответственно, к 2026 году расходы бюджета на обслуживание гос долга упадут до нуля. Т.е. ЦБ Японии будет выплачивать Правительству Японии в виде прибыли ту же сумму которую Правительство Японии должно платить ЦБ Японии в виде процентов по облигациям. Это нормальная практика когда ЦБ выплачивает Правительству часть своей прибыли. (ЦБ России например отчисляет Правительству РФ 75% прибыли.).
Вот так вот всё не сложно. Само собой, выкуп долга на 700-800 млрд. долларов в год означает эмиссию на ту же сумму. Но инфляция в Японии сейчас составляет 0,02%, то есть инфляция равна нулю. Так что проводить мягкую денежно-кредитную политику не сложно. И даже если инфляция вдруг подскочит то это ничего не изменит, потому что есть миллион способов стерилизовать избыточную денежную массу.

В принципе США могут сделать со своим госдолгом тоже самое. Им для этого придется эмитировать 11,5 трлн долларов. Ну то есть примерно на треть больше нежели японцам. Как мы помним в ходе QE1-QE3 ФРС эмитировал 3,6 трлн. долларов и 90% этих денег так и не попали в экономику, оставшись на корр. счетах банков в ФРС (подробнее

Ниже приведено соотношение государственного долга каждой из стран к ВВП

Топ-15 стран с самым большим внешним долгом. Фото: penge.dk

Начиная с 1979 года Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF) ежегодно составляет рейтинг стран на основе 12 показателей конкурентоспособности. Один из показателей - это уровень государственного долга, который показывает насколько хорошо та или иная страна способна справиться с долгами без существенного вреда для финансовой системы. Чем ниже соотношение госдолга к ВВП, тем лучше.

Ниже приведены 15 стран мира с самым крупным внешним долгом.

15. Франция

Госдолг: 96,8%.

В связи с низкой производительностью труда и низкими зарплатами в этом году государственный долг Франции по отношению к ВВП существенно вырос.

14. Сингапур

Госдолг: 98,2%.

Несмотря на то, что Сингапур - одна из самых богатых стран мира, ее госдолг по отношению к ВВП составляет 98,2%. И это при том, что показатель удалось снизить с 103,8% в прошлом году.

13. Испания

Госдолг: 99%.

Испания уже несколько лет подряд пытается побороть безработицу, увеличить продуктивность и стимулировать рост экономики после того, как страна получила миллиардные кредиты от ЕС на поддержание экономики.

12. Барбадос

Госдолг: 103%.

Барбадос - самая богатая и развитая страна на востоке Карибского региона. Также она является налоговым убежищем. Тем не менее, страна все никак не может прийти в себя после кредитного кризиса 8-летней давности, а ее жители вынуждены жить в условиях жесткой экономии.

11. США

Госдолг: 105,8%.

США находятся в преддверии президентских выборов, которые состоятся 8 ноября, где американцы выберут нового главу государства, которым станет либо Хиллари Клинтон от демократической партии либо Дональд Трамп - кандидат от республиканцев. Также стоит отметить, что в стране ожидают повышения процентной ставки ФРС уже в конце 2016 года.

10. Бельгия

Госдолг: 106,3%.

Несмотря на статус столицы Европейского Союза, которым обладает столица Бельгии, Брюссель, в стране достаточно высокий государственный долг, а также существуют трудности с трудовым и налоговым законодательством, отмечают в ВЭФ.

9. Кипр

Госдолг: 108,7%.

Несмотря на то, что Кипру удалось сократить госдолг по отношению к ВВП с прошлогоднего значения в 112%, страна до сих пор находится в процессе восстановления от банковского кризиса.

8. Бутан

Госдолг: 115,7%.

Небольшая азиатская страна Бутан серьезно зависит от Индии в том, что касается финансовой помощи и специалистов в строительстве инфраструктуры.

7. Кабо-Верде

Госдолг: 119,3%.

Около 82% продуктов питания в Кабо-Верде - импортированные, что делает экономику страны зависимой от рыночных колебаний.

Госдолг: 124,3%.

Сектор услуг обеспечивает около 80% ВВП Ямайки. Среди самых серьезных проблем в стране можно назвать высокий уровень преступности, коррупции и безработицы.

5. Португалия

Госдолг: 128,8%.

Страна уже несколько раз получала миллиардные кредитные транши на поддержание экономики.

4. Италия

Госдолг: 132,6%.

Государственный долг по отношению к ВВП Италии второй по размеру в еврозоне. К томе же, скоро итальянцы будут решать на референдуме, принимать ли им пакет реформ, предложенный премьер-министром.

3. Ливан

Госдолг: 139,1%.

На стране крайне негативно отразилась война в Сирии. К этому прибавились и внутренние политические противоречия. Совокупность этих негативных факторов негативно отразилась на Ливане, как на туристическом направлении и, как результат, на экономике страны в целом.

2. Греция

Госдолг: 178,4%.

Греции продолжают выделять все новые пакеты помощи, а правительство страны продолжает вгонять население во все более жесткие рамки экономии. Тем не менее, международные кредиты не оказывают положительного эффекта на экономику страны.

1. Япония

Госдолг: 248,1%.

Экономика страны растет настолько медленными темпами, что недавно Центробанк ввел отрицательные процентные ставки.

Государственный долг Украины по отношению к ВВП уже достиг 80%. Эксперты прогнозируют рост показателя до 90%.

Часто можно прочесть, что в США размер госдолга превысил $17 трлн (а это 104% ВВП), или что в Японии госдолг вообще достиг 230% ВВП (или $9 трлн), и прочие апокалиптические утверждения.

Намного реже можно встретить другие немаловажные и весьма любопытные статистические данные:

  • чистая инвестиционная позиция США (превышение долга всего мира Америке над долгом самих США) в I квартале 2016 г. достигла уровня $7,5 трлн;
  • чистая инвестиционная позиция Японии в I квартале 2016 г. превысила $3,5 трлн.

И еще реже пишут о таких показателях:

  • чистый инвестиционный доход США (разница между получаемым за счет выплат других стран доходе и тем, что страна выплачивает остальному миру) за 2015 г. составил $191 млрд;
  • чистый инвестиционный доход Японии за 2015 г. составил $171 млрд.

Итак, обе страны имеют действительно очень большие долги. При этом за счет инвестиций своих средств они ежегодно получают в виде чистого дохода со всего мира почти $200 млрд.

В случае с Японией это объясняется достаточно просто: эта страна выступает в роли крупнейшего нетто-кредитора. Ситуация же с США выглядит странной – ведь они сами являются крупнейшим в мире должником.

Валютная рента

Сама возможность получения подобного дохода этими странами объясняется тем, что доллар и иена являются основными резервными валютами, в которых производится львиная доля заимствований. Те, кто делает эти долги (в первую очередь банки и компании США и Японии), собирают тем самым со всего мира инвестиционную дань за счет разницы в процентных ставках в их странах и в развивающихся.

В Японии накопление внешних инвестиций стартовало в 90-х годах 20-го века, когда во время кризиса ставки опустили почти до ноля. Минфин стал наращивать госдолг (за 25 лет – в 5 раз), а Банк Японии перешел к накачке экономики деньгами. Японский бизнес начал распределять эти средства по всему миру, скупая активы.

В 2007 г. к наращиванию госдолга приступило правительство США (за 10 лет в 2 раза), а ФРС снизила почти до нуля ставку. Хотя в США темпы роста остались в плюсах, они все же упали против докризисных более чем в 2 раза. Американские компании и банки, подобно своим японским коллегам 20 годами ранее, перешли к скупке активов в других странах, обеспечивая поступление дохода извне.

Резюме: на примере этих двух стран мы видим, что извлечение дохода из всего остального мира стало довольно прибыльным делом. Условиями для такого «бизнеса» является право печатания мировой валюты и очень низкие процентные ставки. За счет этого удается обслуживать собственные стремительно растущие долги, скупая активы на всей планете за легкодоступные деньги.

Если вдруг случится мировой кризис с резким ростом ставок, Японии будет немного легче, нежели США. Ей не нужно будет рефинансировать «чистый» долг. США же могут столкнуться с более серьезными проблемами.

Банк Японии уже несколько лет скупает акции, как японские, так и американские. Япония на глазах становится не только кредитором США, но и фактически «акционером» этой страны. Это новое явление в глобальной экономике еще больше связывает две мировые державы одной цепью.

Не члены клуба

На 2015 год чистая позиция Россия равнялась примерно $0,5 трлн, чистый инвестиционный доход - $37 млрд. Размер госдолга относительно невелик.

Чистая инвестиционная позиция КНР на 2015 г. – примерно $3,3 трлн, чистый инвестиционный доход - $60 млрд.

Проблема здесь не столько в неэффективном инвестировании Россией и Китаем своих средств, а в их игре на чужом поле: доллар и иена имеют статус основных валют фондирования. КНР добилась включения юаня в число резервных валют (фактически с октября 2016 г.). РФ активно продвигает использование нацвалют в рамках Шанхайского соглашения и БРИКС.

Ситуация может измениться вследствие «эпидемии» отрицательных ставок. Сегодня облигации на сумму свыше $11 трлн обладают доходностью ниже нуля. Держатели крупнейших резервов (КНР, РФ, Саудовская Аравия, Норвегия) могут начать переходить из долгов в иные активы. В акции или золото – вопрос открыт. Неясно, и как тогда отреагирует МВФ.