Стадион «Зенит Арена» (43 фото). Стадион «Зенит Арена» (43 фото) Общие сведения о стадионе

В 2010 году на арене «Зенита» должна была выступать Metallica

По словам Михаила Жванецкого, ремонт невозможно закончить - только прекратить. Возможно, самый яркий пример тому – стройка «Крестовского».

Как говаривал известный писатель-сатирик Михаил Жванецкий, ремонт невозможно закончить - только прекратить. Возможно, самый яркий пример тому – стройка стадиона на Крестовском острове. Представляем хронологию стройки самого громкого футбольного долгостроя России – с идеи создания до наших дней.

Март 2005 г. «Стадион имени Кирова в Петербурге будет снесён»
Первые сообщения о возведении новой арены на месте стадиона им. С.М. Кирова, располагавшегося на Крестовском острове, появились более 10 лет назад. Тогда речь шла о стадионе, приблизительная стоимость которого составила бы $ 150 млн, а вместимость - 50 000 зрителей.

Апрель 2005 г. «Новый стадион «Зенита» построят по манчестерскому образцу»
Обнародована концепция будущего стадиона. Предполагалось, что прототипом для него послужит проект арены в Манчестере, созданный английской фирмой Arup. Генеральный директор ГУП «Стадион им. С.М. Кирова» Демид Момот позже раскритиковал идею открытого стадиона в российских климатических условиях. А затем член правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев сообщил, что образцом для стадиона может стать стадион в Дортмунде. Также руководство АО «Газпром» уточнило стоимость строительства. За полгода цифра выросла почти на 70% – до 250 млн долларов.

Январь 2006 г. Стадион обещают построить к 2009 году

По словам руководителя петербургского Спорткомитета Вячеслава Чазова, он на 1 000 000% уверен, что «Газпром-арена» (именно так её предполагалось назвать) появится на месте стадиона им. Кирова к 2009 году. Однако эксперты предсказывают, что эти сроки будут неоднократно сдвигаться.

Апрель 2006 г. Когда же стартует строительство?
Как сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров , строительство нового стадиона для «Зенита» начнётся в конце 2006 года, сразу после окончания разборки стадиона имени Кирова, которую планируется завершить в ноябре. «Тогда же мы планируем подписать соглашение о строительстве с генеральным подрядчиком», - заявил Вахмистров.

Июль 2006 г. Представлены проекты по новому стадиону в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге открылась экспозиция разработанных архитектурных решений (предпроектных предложений) стадиона. В ней были представлены проекты, разработанные победителями первого этапа конкурса, среди которых - Kisho Kurokawa architect & associates (Япония).

Японцы предложили проект стадиона, по форме напоминающий космический корабль. Крыша размером 200x90 метров выполнена из полимерного материала, держится на металлических мачтах и снабжена специальным механизмом, надувающим горячий воздух, что способствует таянию снега. Японцы оценили стоимость своего сооружения чуть более чем в 225 млн долларов. Именно этот проект выделил среди прочих прежний президент «Зенита» Сергей Фурсенко.

Декабрь 2006 г. Стал известен строитель нового стадиона ФК «Зенит»
Строителем стадиона стала петербургская компания ООО «СИНТЕЗ-СУИ», предложившая провести все работы за 6 млрд 664 млн 308 тыс. 170 рублей.

Март 2007 г. «Стадион «Зенита» будет построен до конца 2008 года»
На совещании с участием губернатора Петербурга Валентины Матвиенко было объявлено, что строительство арены на Крестовском острове закончится 30 декабря 2008 года, а уже в следующем сезоне команда сможет проводить домашние матчи на новом стадионе. При этом заказчики проекта до сих пор не определились с тем, какой делать спортивную арену - выдвижной или невыдвижной. «Исходя из сложных петербургских погодных условий, специалисты считают, что выдвижное поле может сильно повысить стоимость проекта, но не дать того эффекта, который мы хотим. Надо все взвесить», - заявила Матвиенко.

Апрель 2007 г. Матвиенко: на новом стадионе «Зенита» поле будет выдвижным
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что на новом футбольном стадионе «Зенита» на Крестовском острове будет выдвижное поле. Комментарии излишни.

Сентябрь 2007 г. «Строительство стадиона «Зенита» идёт с опережением графика»
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров заявил журналистам, что строительство нового стадиона «Зенита» на Крестовском острове идёт с опережением графика: «Окончание сроков строительства не изменилось, ориентировочно это декабрь 2008 года. Мы рассчитываем на то, что первые матчи сезона 2009 года „Зенит“ проведёт на новом стадионе».

Март 2008 г. «У «Газпрома» попросят денег на новый стадион для «Зенита»
Президент РФС Виталий Мутко сообщил, что строительство арены может подорожать. Для реализации проекта может быть привлечён в качестве дополнительного инвестора «Газпром».

Апрель 2008 г. «Ввод в эксплуатацию нового стадиона «Зенита» отложен на год»
«В 2009 году стадион вряд ли будет введён в эксплуатацию, - рассказывает президент «Зенита» Александр Дюков . - В перспективе, может быть, в 2010 году. На данный момент проект строительства стадиона на Крестовском стоит приблизительно 13-14 млрд рублей, вместо ранее анонсировавшихся 6,67 млрд. Это связано с ростом цен на стоимость работ и материалов, а также с особенностью грунтов. Кроме того, в стоимость были включены работы по демонтажу старого стадиона имени Кирова».

Июль 2008 г. «Новый стадион «Зенита» подорожал в 3,5 раза»
После утверждения сметы новая футбольная арена в Петербурге подорожала в 3,5 раза до 23,7 млрд руб. Сообщается, что, если бюджетных денег не хватит, к финансированию подключится «Газпром», контролирующий ФК «Зенит». По официальной смете, подготовленной в Главгосэкспертизе, футбольный стадион на Крестовском острове будет стоить 23,7 млрд руб. Теперь планируется увеличить вместимость арены до 62 000 зрителей.

Декабрь 2008 г. «Строительством стадиона «Зенита» займётся «Инжтрансстрой»
В ноябре прошлого года комитет по строительству Санкт-Петербурга расторг госконтракт с прежним подрядчиком строительства, компанией «Авант», а в декабре заключил новый – с ЗАО «Инжиниринговая корпорация „Трансстрой“, принадлежащим Олегу Дерипаске . Стоимость контракта составила 13 млрд 22 млн 282 тыс. рублей при первоначальной цене в 18 млрд 603 млн 260 тыс. Снижение стартовой цены составило 30%.

Апрель 2009 г. Metallica выступит в Петербурге на открытии нового стадиона»
Информагентства сообщают, что легендарная американская группа Metallica в 2010 году выступит в Санкт-Петербурге на открытии нового стадиона на Крестовском острове. Metallica представит свой последний альбом Death Magnetic.

Декабрь 2009 г. Стадион не соответствует стандартам ФИФА
После проверки проекта стадиона на соответствие требованиям ФИФА выяснилось, что по ряду критериев уже строящийся стадион не соответствует стандартам ФИФА. Основные претензии предъявлялись к конфигурации трибун (обеспечение комфортной видимости, расположение люков) и планировке подтрибунных помещений, которые были поделены мощными стенами на небольшие отсеки. Холлы и открытые пространства внутри практически отсутствовали.

Февраль 2010 г. Стадион „Зенита“ станет больше и дороже
Председатель комитета по строительству администрации Петербурга Вячеслав Семененко сообщил о решении расширить стадион. „Поскольку город получил от заявочной комиссии предложение провести полуфинальный матч чемпионата мира по футболу, то мы обратились ко всем участникам с вопросом: либо мы продолжаем строительство с небольшими корректировками проекта, либо приостанавливаем работы и меняем проект таким образом, чтобы новый стадион соответствовал всем требованиям УЕФА и ФИФА. Но это потребует дополнительного финансирования“, – заявил Семененко. Таким образом, стадион в новой версии должен вмещать не менее 67 000 человек.

Апрель 2010 г. Сроки строительства стадиона „Зенита“ ещё увеличиваются
В связи с корректировками в бюджете Санкт-Петербурга проект строительства футбольного стадиона на Крестовском острове лишился 1,5 млрд рублей. По этой причине сроки сдачи в эксплуатацию новой арены питерского „Зенита“ вновь претерпели изменения. Глава бюджетно-финансового комитета ЗАКСа Владимир Барканов заявил, что из-за этого произойдёт и удорожание проекта.

Декабрь 2010 г. Перепроектировка новой арены в Санкт-Петербурге завершена
Президент „Зенита“ Александр Дюков сообщил, что перепроектировка новой арены в Санкт-Петербурге завершена. Теперь стадион будет вмещать 68 000 зрителей.

Январь 2011 г. Строители поторопились – кровлю демонтируют
Сроки строительства нового стадиона „Зенита“ вновь пересмотрены до ноября 2012 года. Заключение Главгосэкспертизы по перепланировке было получено строительными организациями на три месяца позже ожидаемого срока, поэтому перед строителями, которые поторопились с началом работ, встала необходимость демонтажа кровли будущей арены. Поправки Главгосэкспертизы неминуемо привели к повышению стоимости строительства, которая к тому моменту пересматривалась уже пять раз.

Кроме того, как сообщил вице-губернатор Петербурга Роман Филимонов, стоимость стадиона „Зенита“ выросла. В сравнении с предыдущей сметой строительные работы подорожали на 8,4 млрд рублей, и теперь общая стоимость стадиона выросла до 33 млрд рублей ($ 1,1 млрд).

Февраль 2011 г. Новый стадион „Зенита“ подешевел с 33 млрд до 28,7 млрд
Окончательная смета стадиона составила не 33 млрд, о которых было объявлено в конце января, а 28,7 млрд. Подрядчик „Инжтранстрой“ дал скидку.

Июль 2011 г. Сезон-2013/14 „Зенит“ хочет начать на новой арене
Генеральный директор „Зенита“ Максим Митрофанов : «Мы рассчитываем так: если строительство действительно закончится в ноябре 2012 года, то примерно полгода уйдёт на различные пусконаладочные работы, на установку технологического, кейтерингового оборудования. Сезон-2013/14 нам хотелось бы начать на новой арене».

Октябрь 2011 г. «Построенную часть стадиона придётся частично переделывать»
Изменение конструкции вызвано тем, что заказчик - комитет по строительству правительства Санкт-Петербурга - через два месяца после передачи документации „Моспроекту-4“ решил сделать другую крышу. „Моспроект-4“ первоначально спроектировал раздвижную конструкцию, которая должна закрывать только трибуны. А заказчик захотел, чтобы крыша закрывала весь стадион вместе с полем. А это уже совсем другие нагрузки на балки, колонны и фундамент. На установку крыши уйдёт ещё от 12 до 18 месяцев.

Ноябрь 2011 г. Новый срок сдачи проекта и новая смета
Окончательный срок сдачи нового стадиона для „Зенита“ на Крестовском острове - 2013 год. Об этом сообщил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко во время совместного совещания с вице-премьером Дмитрием Козаком на стройплощадке будущей спортивной арены. Также появилась информация о том, что цена стадиона может вырасти с 33 млрд рублей до 40 млрд рублей ($ 1,3 млрд).

Январь 2013 г. Строительная готовность стадиона „Зенита“ составляет 34,4 %
К этому моменту строительная готовность объекта составляет 34,4 %. По состоянию на 1 ноября 2012 года осуществлено расходов из бюджета Санкт-Петербурга на финансирование строительства футбольного стадиона на сумму 14 417,1 млн рублей, при этом дебиторская задолженность составляет 3 759,8 млн рублей.

Февраль 2013 г. Следственный комитет взялся за стадион
Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу подтвердило факт возбуждения уголовного дела по факту мошенничества при строительстве стадиона для „Зенита“ на Крестовском острове. Речь идёт о работе первого подрядчика по проекту - ООО „Синтез-Суи“, позднее сменившего наименование на ООО „Авант“, которое в конце 2006 года заключило контракт с комитетом по строительству правительства Санкт-Петербурга. В заключенных договорах субподряда стоимость работ была завышена на сумму более чем 500 млн рублей.

Март 2013 г. Новый стадион „Зенита“ обещают сдать не позднее июля 2016 года
Руководитель фонда капитального строительства Санкт-Петербурга Роман Складнёв сообщил, что монтаж кровли стадиона для „Зенита“ на Крестовском острове в Петербурге начнётся во втором-третьем квартале 2014 года, а все монолитные работы закончатся в четвёртом квартале того же года. По его словам, от момента начала монтажа кровли до пуска в эксплуатацию стадиона пройдёт 21 месяц.

Июнь 2013 г. Новый стадион „Зенита“ на данный момент построен на 35%
После шести лет работ на Крестовском острове новый стадион „Зенита“, который примет матчи домашнего для России чемпионата мира по футболу 2018 года, построен примерно на треть. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян тем временем считает, что, несмотря на проблемы со строительством стадиона на Крестовском острове, город является лидером по подготовке среди российских городов, которые примут чемпионат мира-2018.

Апрель 2014 г. „Зенит-Арена“ будет сдана в эксплуатацию 15 июня 2016 года
Возможно, теперь болельщики смогут вздохнуть спокойно? Вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян назвал точную дату открытия стадиона „Зенит-Арена“ на Крестовском острове. В апреле на стадионе началось возведение крыши. Президент „Зенита“ Александр Дюков позднее отметил, что такой прогноз выглядит реалистично.

Оганесян исключил вероятность увеличения расходов на строительство стадиона на Крестовском острове. По его словам, окончательная стоимость объекта составит 34,9 млрд рублей и „ни копейки больше“.

Октябрь 2014 г. Стройку в Питере закончит всё-таки «Трансстрой»
«Трансстрой», генеральный подрядчик нового стадиона «Зенита» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, победил в конкурсе на сумму 9,129 млрд рублей на завершение строительства арены. Осталось смонтировать раздвижную кровлю, выкатное поле, инженерные системы, отделку, монтаж и пуско-наладку оборудования арены.

Декабрь 2014 г. Намыв ещё на 2,33 млрд рублей
Комитет по госзаказу Санкт-Петербурга объявил тендер по созданию искусственного земельного участка в районе территории Крестовского острова для строительства стадиона к чемпионату мира-2018. Объём выделенных средств составит почти 2,33 мрлд рублей, сообщается на портале закупок.

Март 2015 г. Дело о хищении 145 млн рублей на арене прекращено за давностью лет
Василеостровский районный суд прекратил уголовное дело в отношении Сергея Герлимана , который обвинялся в незаконном обналичивании 145 млн рублей, похищенных на строительстве «Зенит-Арены». Причиной решения послужило истечение срока давности.

Апрель 2015 г. Работник строительства арены получил огнестрельное ранение
В результате конфликта на строящемся стадионе «Зенит-Арена» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге огнестрельные ранения в голову получил работник стройки. Накануне на стройку приехала бетономешалка. Разгрузившись, водитель принялся мыть машину, после чего к нему подошёл работник и сделал замечание. Предположительно, после словесного конфликта водитель достал травматический пистолет и выстрелил в сторону оппонента три раза, дважды попав в голову.

Ноябрь 2015 г. Первый матч на «Крестовском» пройдёт в сентябре 2016 года
Председатель комитета по строительству Михаил Демиденко сообщил, что уровень готовности стадиона на Крестовском острове сейчас составляет 79%. На заседании было принято решение о том, что первый матч на новой площадке должен состояться в сентябре 2016 года. Впрочем, уже через месяц генподрядчик сдвинул объявленные сроки до декабря 2016-го.

Февраль 2016 г. Генподрядчик просит увеличить смету до 35,3 млрд рублей
Компания «Инжтрансстрой-СПб», генподрядчик строительства стадиона «Зенит-Арена», направила официальное обращение в комитет по строительству Санкт-Петербурга об удорожании возведения объекта на 435 млн руб. Данную информацию подтвердили в пресс-службе комитета. Таким образом, итоговая сметная стоимость арены может превысить 35,3 млрд руб.

Июль 2016 г. Следователи ищут видеотабло стадиона «Крестовский» за 144 млн рублей
Следственный комитет и экономическая полиция Санкт-Петербурга начали масштабные обыски, которые касаются 144,5 млн рублей, изначально необходимых для выполнения работ по постановке видеотабло в комплекте с системой подъёма и опускания на стадионе «Крестовский», а также системой управления светодиодов на этом табло. Тем временем готовность стадиона оценивается в 85%. Кроме того, вновь появились сообщения о задержке зарплат строителям.

Июль 2016 г. Попытка рейдерского захвата на арене?
«Инжтрасстрой-Спб», генеральный подрядчик строительства стадиона на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, сообщил о попытке рейдерского захвата, которая имело место 13 июля, обвинив также в попытке срыва сроков сдачи арены администрацию города. «Сложилась ситуация, при которой заказчик в лице администрации города делает всё, чтобы сорвать сроки завершения проекта. Одна из ключевых проблем вызвана отсутствием утверждённых проектных решений и документации. У нас нет документов, по которым мы фактически должны строить», - сообщили в компании «Чемпионату». Позднее власти города не исключили, что госконтракт с подрядчиком может быть расторгнут.

Новая домашняя арена футбольного клуба «Зенит» будет возведена на месте стадиона имени С. М. Кирова, располагавшегося в западной части Крестовского острова.

С 15 ноября 2005 года по 23 августа 2006 года по инициативе правительства Санкт-Петербурга был проведен конкурс на лучший проект нового стадиона. Экспертная комиссия отдала предпочтение проекту «Космический корабль» японского архитектора Кисё Курокавы.

Заказчиком строительства нового стадиона выступает Комитет по строительству Санкт-Петербурга. Генеральный проектировщик проекта - компания Kisho Kurokawa architects & associates. Генеральный подрядчик строительства - ЗАО «Инжиниринговая корпорация „Трансстрой“».

Новый проект предусматривает, что на арене смогут единовременно находиться 68 тысяч зрителей. Высота семиэтажного здания составит 56,6 метра, площадь футбольного поля - 9840 квадратных метров. Арена будет накрыта раздвигающейся крышей, что позволит в комфортных условиях (рабочая температура - +15) проводить матчи в зимнее время года.

Стадион «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге, более известный как «Зенит Арена», был официально открыт в 2016 году. Главный архитектор здания — японец Кисё Курокава.

С названием спортивного сооружения долго не могли определиться, сперва его хотели назвать стадион «Крестовский» (по названию острова, где он располагается), затем появились более популярные — «Зенит Арена» и стадион «Санкт-Петербург». Окончательный вариант — «Газпром Арена» — был выбран только в декабре 2018 года — спустя 11 лет после начала строительства. За эти годы жители Северной столицы и туристы привыкли называть стадион каждый по-своему, поэтому сегодня можно услышать разные варианты названия.

Еще до открытия «Газпром Арена» прославилась как самый дорогой стадион России. Действительно, на возведение объекта потрачена баснословная сумма. По разным источникам, стоимость «Зенит Арены» составляет более 1 млрд. долларов. За годы строительства стадион заслужил дурную славу главного долгостроя страны, затраты на который с каждым годом только увеличивались. Однако, в рамках подготовки к ЧМ-2018 аренду все-таки достроили.

Характеристики стадиона «Газпром Арена»:

  • Вместимость — до 68000 человек;
  • Площадь всех помещений — 287,68 тыс. кв. метров;
  • Высота — 9 этажей (75 метров), с учетом пилонов — 110 метров;
  • Площадь футбольного поля — 9 840 кв. метров.

Сегодня «Газпром Арена» — это одна из лучших площадок города, которая подходит как для спортивных, так и для музыкальных мероприятий. Раздвижная крыша стадиона позволяет использовать объект при любой погоде. Инфраструктура сооружения дает возможность организовывать события любого масштаба. К услугам арендаторов помещения разных площадей, кейтеринговая служба, площадка и опытные сотрудники.

Наиболее значимые события стадиона «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге:

  • Футбольный турнир «Кубок конфедераций — 2017»,
  • Чемпионат мира по футболу — 2018.

В 2019 году арена принимает матчи Лиги Европы УЕФА. Из музыкальных событий наиболее запоминающимся был концерт группы «Ленинград» на «Газпром Арене», состоявшийся в октябре 2018 года.

Расписание матчей стадиона «Газпром Арена»

Круглый год на стадионе проходят спортивные соревнования различного уровня. Конечно, самым ярким событием был Чемпионат мира по футболу — 2018. Сегодня «Газпром Арена» является базой ФК «Зенит» — здесь проходят домашние матчи самой популярной и любимой в Санкт-Петербурге футбольной команды. В зимнее время на арене проводятся соревнования по хоккею. Календарь игр сезона 2018/2019 доступен на официальном сайте «Газпром Арены».

Схема «Зенит Арены»

Строительство стадиона "Зенит-Арена" является самым долгим мероприятием в российском футболе. Долгострой начался в 2007 году и не завершился до сих пор, сроки сдачи объекта постоянно откладываются, а стоимость растет изо дня в день. В газетах регулярно появляются обнадеживающие заявления подрядчиков и руководителей про строительство стадиона.

"Зенит" уже заждался новой арены, но повлиять игроки на скорость воздвижения никак не могут. Итак, перенесемся лет на десять назад, когда только появилась идея о строительства нового стадиона.

2005 год

В марте 2005 года появилась информация о том, что на Крестовском острове будет снесена арена имени Кирова, а на ее месте начнется с нуля строительство стадиона. "Зенит" тогда еще был далек от кубка УЕФА и Халка в составе. Руководство объявило, что новая арена будет стоить сто пятьдесят миллионов долларов, а вместимость составит 50 тысяч зрителей.

Уже в апреле появилась концепция будущего стадиона. Основой стал "Олд Траффорд". Позже эта идея была раскритикована Демитом Момотом, который считал открытый стадион неподходящим для российского климата. Через полгода руководство заявило, что строительство стадиона "Зенит-Арена" уже стоит 250 миллионов долларов.

2006 год

В январе организаторы стройки пообещали сдать "Газпром-арену" (так планировали назвать стадион) к 2009 году. Уже тогда аналитики предсказали неоднократное перенесение сроков. В апреле вице-губернатор Санкт-Петербурга пообещал, что строительство стадиона "Зенит-Арена" стартует в конце нынешнего года.

Летом 2006-го был представлен проект арены, который разработала японская фирма. Строение должно было получить крышу в виде космического корабля с возможностью подогрева. Стоимость проекта составляла 225 миллионов долларов. В конце года был определен строитель. Им стала компания ООО "СИНТЕЗ-СУИ", которая обещала построить стадион "Зенит-Арена" за 6,7 миллиардов рублей.

2007 год

В марте Валентина Матвиенко заявила, что стройка завершится к концу а следующий сезон команда проведет на новом стадионе. Через месяц губернатор Петербурга сказал, что стадион "Зенит-Арена" получит выдвижное поле, которое стоит дополнительных денежных средств. В сентябре вице-губернатор дал заявление, в котором указал, что строительство идет с опережением графика. Он пообещал, что в декабре 2008 года арена будет готова.

2008 год

В марте сообщил, что воздвижение нового стадиона может подорожать. Для дополнительных инвестиций был привлечен "Газпром". Через месяц Александр Дюков дал понять, что в 2009 году новый стадион ФК "Зенит" не увидит. Сроки сдачи были передвинуты предположительно на 2010 год. Кроме того, стоимость стройки теперь составила 13-14 миллиардов рублей.

В середине лета случилось очередное подорожание стадиона "Зенит-Арена". Теперь цена составляла колоссальные 23,7 миллиарда рублей. Руководство пообещало, что вместимость составить 62 000 человек. В конце года было объявлено, что стройкой займется компания "Инжтрансстрой", которая заключила контракт на 13,2 миллиардов рублей.

2009 год

В апреле в СМИ появляется информация, что в 2010 году знаменитая Metallica выступит на открытии стадиона. В декабре прошла проверка строящейся арены, и было установлено, что она не соответствует требованиям ФИФА. Претензии были к расположению трибун и подтрибунным помещениям.

2010 год

В феврале 2010 года стадион решили сделать вместительнее (67 000), что повлияло на его стоимость. Из-за корректировок бюджета в апреле вновь увеличиваются сроки строительства. Из-за этого стоимость опять повышается. В конце года президент "Зенита" заявил о завершении перепроектировки арены. Новая вместительность составит 68000 человек.

2011 год

В январе Главгосэкспертиза приказывает демонтировать уже построенную крышу арены, что приводит к дополнительным затратам и переносу сроков сдачи. Теперь общая стоимость стройки уже составляет космические 33 миллиарда рублей. В октябре вновь сносят крышу, которая не понравилась заказчику. В ноябре назначают сдачу готовой арены на 2013 год. Стоимость возросла до 40 миллиардов рублей.

2013 год

В начале года опубликовано, что стадион готов на 34,4 %. В феврале следственный комитет начинает расследовать дело о мошенничестве, связанное со строительством арены. В деле фигурирует первый подрядчик и сумма в 500 миллионов рублей.

В марте руководство стройки обещает сдать арену летом 2016 года. Летом выясняется, что стройка стадиона "Зенит-Арена", которому предстоит принимать матчи домашнего ЧМ-2018, завершена лишь на 35%.

2014 год

В апреле назначена точная дата сдачи объекта - 15 июня 2016 года. Вице-губернатор исключил увеличение стоимости и назвал цифру в 34,9 миллиарда рублей.

2015 год

В марте закрыто дело о хищении 145 миллионов рублей. Причина - истечение срока давности. В ноябре было объявлено - первый матч на новой арене "Зенит" проведет в сентябре 2016 года. Через месяц дата вновь была передвинута на декабрь.

2016 год

В феврале подрядчик просит повысить сумму стройки до 35,3 миллиардов рублей. Летом пропадает 144,5 миллионов рублей, которые предназначались для установки видеотабло. Появилась информация, что рабочие не получают зарплату. 13 июля, по словам генерального подрядчика, состоялась попытка рейдерского захвата Не исключил он, что таким образом администрация города пытается оттянуть сроки сдачи объекта.

Как стадион в Санкт-Петербурге стал одной из самых дорогих футбольных арен мира

Установить абсолютный ценовой рекорд «Крестовскому» помешала девальвация рубля

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (на фото в центре) 12 сентября по просьбе городских властей (на фото слева – вице-губернатор Игорь Албин) и подрядчика отслужил на стадионе «Зенит арена» молебен о благополучном завершении строительных работ

Журналистов, собравшихся 10 сентября освещать визит инспекции FIFA на строящийся футбольный стадион в Санкт-Петербурге, сначала не хотели пускать на его территорию. Режим безопасности на объекте был резко ужесточен: все въезжавшие машины досматривали с собаками, стройку оградили проволочными секциями дополнительно к установленному по периметру капитальному забору. Там все время что-то рушится и падает, объясняли организаторы журналистам. Подняться на чашу стадиона невозможно, так как демонтированы грузовые лифты, добавляли они.

В конце концов фотографам разрешили сделать несколько снимков сооружения, а пишущим журналистам дали послушать выступления инспекторов.

Официально строительство стадиона закончится в декабре. Сроки строительства соблюдаются, говорит вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин. Но все работы к этому времени завершены не будут. «Это нормальная ситуация», – заявил директор департамента FIFA по проведению соревнований Колин Смит. В FIFA надеются, что два матча Кубка конфедераций в июне и июле 2017 г. арена примет, а к играм чемпионата мира 2018 г. ее успеют довести до финальной готовности, следовало из выступлений Смита и главы оргкомитета «Россия-2018» Алексея Сорокина.

Еще в начале сентября мало кто верил в то, что стадион будет построен в срок. Объект был готов на 85%, вдобавок сменился подрядчик: администрация Санкт-Петербурга расторгла контракт с компанией «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой-СПб» («Инжтрансстрой») и корпорацией «Трансстрой», строившими арену с 2008 г. При этом новый подрядчик – принадлежащий городу «Метрострой» нашел на объекте много недостатков, признал представитель компании: хуже всего, что по всему нижнему ярусу стадиона распространилась плесень, местами примерно на 1 метр от пола, теперь приходится проводить замену покрытия стен и отделочные работы удастся начать только после того, как закроют крышу и просушат здание. Затопило и чашу стадиона, пришлось ее осушать.

Вообще же срок строительства арены отсчитывается от 2004 г., когда была выбрана площадка для строительства и проект стадиона (см. врез на стр. 21). Тогда его планировали построить за три года и 7,2 млрд руб. Почему потребовалось в четыре раза больше времени и в шесть раз больше денег? На форумах футбольных болельщиков теперь часто приводят сравнение: футбольный стадион в Санкт-Петербурге строили дольше, чем Колизей в Риме. Для возведения древней арены понадобилось восемь лет, российская стройка не уложилось и в десять. Стадион в Санкт-Петербурге остается единственным по-настоящему проблемным объектом в программе подготовки к ЧМ-2018, говорит человек, близкий к оргкомитету «Россия-2018».

Судя по всему, главная проблема этой стройки в том, что очень многое для нее делалось на основе договоренностей, а не документов. И каждый раз, когда что-нибудь менялось – курс рубля, губернатор Санкт-Петербурга или планы по использованию стадиона, – приходилось договариваться заново.

Нефтегазовый обмен

Проект по строительству стадиона на Крестовском острове Санкт-Петербурга возник из двух идей: в начале 2000-х городские власти вели переговоры с «Газпромом», который с 2001 г. возглавлял петербуржец Алексей Миллер, о переводе в город части дочерних компаний, другая – девелоперы хотели застроить Крестовский остров элитным жильем, вспоминает бывший чиновник городской администрации. Бывшая тогда губернатором Северной столицы Валентина Матвиенко называла «Газпром » стратегическим партнером. Компания вела большие проекты по газификации города, финансировала социальные и благотворительные проекты, а также была миноритарным акционером футбольного клуба «Зенит », за который болела губернатор. Матвиенко поддержала идею строительства новой арены для «Зенита» на 60 000 мест: стадион «Петровский» на 22 000 мест, где играл клуб, не соответствовал требованиям FIFA. Идеей строительства загорелись топ-менеджеры компании «Открытые инвестиции », входившей в «Интеррос», вспоминает собеседник «Ведомостей». Компания готова вложить до $150 млн в новый стадион, а взамен получить под жилую застройку территорию стадиона им. Кирова на Крестовском острове, рассказывал в 2004 г. «Ведомостям» Сергей Беликов, занимавший тогда должность заместителя гендиректора «Открытых инвестиций». «В «Зените» посмотрели на площадку и решили, что Крестовский остров пригодится им самим. И чтобы был наверняка выбран именно этот вариант, «Газпром» решил сам финансировать проект, вспоминает бывший чиновник Смольного. Матвиенко подписала постановление о строительстве стадиона за счет средств «Газпрома». Строить решили по амбициозному проекту архитектурного бюро Кисё Курокавы – макет стадиона в его исполнении напоминал космический корабль. В 2005 г. газовый монополист получил контроль над «Зенитом» и начал перерегистрацию нескольких своих «дочек», в том числе «Газпром нефти» в Санкт-Петербурге. Через год Матвиенко объявила, что новый стадион под рабочим названием «Зенит-арена» будет финансировать город: за счет поступлений в городской бюджет налогов от «Газпром нефти». Таким же образом город обещал финансировать и строительство нового офисного центра для «Газпрома», решившего переводить штаб-квартиру в Санкт-Петербург.

Первый подрядчик – компания «Синтез-СУИ» взялась построить объект за 6,6 млрд руб. Но в 2008 г. проект в первый раз изменили – добавили выкатное поле и трансформирующуюся крышу – и выяснилось, что стройка обойдется уже в 23 млрд руб. Из-за кризиса денег у города не хватало – власти отказались финансировать офисный комплекс «Газпрома» и стали искать для стадиона нового подрядчика. Конкурс выиграл «Инжтрансстрой», входивший в корпорацию «Трансстрой». «Трансстрой» был структурой холдинга «Базэл » Олега Дерипаски. Победитель обязался построить стадион за 13 млрд руб. Было очевидно, что этих денег не хватит, но администрация Санкт-Петербурга обещала, что взамен компании «Базэла» получат другие выгодные проекты, вспоминают знакомый топ-менеджеров «Базэла» и бывший чиновник городской администрации. Например, «Главстрой-СПб» Дерипаски обещали отдать проект по строительству нового многофункционального комплекса на месте исторического комплекса «Апраксин двор» в центре Санкт-Петербурга, вспоминают они. В 2008 г. «Главстрой» выиграл конкурс на реконструкцию Апраксина двора, рассчитывая построить на его территории 300 000 кв. м недвижимости. Когда «Инжтрансстрой» «вошел» в проект стадиона, стало понятно, что все еще хуже, за разумные деньги такой сложный стадион не построить, и корпорация начала переговоры с администрацией города о перепроектировании и увеличении сметы, объясняет другой бывший топ-менеджер «Трансстроя».

Чемпионские амбиции

В 2010 г. Россия выиграла право принимать чемпионат мира по футболу 2018 г. Тут оказалось, что стадион надо доработать в соответствии с требованиями FIFA: увеличить вместимость (до 66 000 мест с возможностью увеличения до 80 000 мест), усилить безопасность. Проект, доработанный институтом «Моспроект-4», стал, как призналась на его презентации Матвиенко, походить вместо космического корабля на обычный – в частности, крыша у него стала попроще: вместо сложной веерообразной обычная раздвижная, стадион окружили стеной и т. д. Как ни старались в институте упростить проект, его стоимость превысила 22 млрд руб. – и администрация соответственно увеличила стоимость контракта с «Инжтрансстроем». В 2011 г. в Санкт-Петербурге сменился губернатор: Матвиенко ушла в Совет Федерации, на ее место был назначен Георгий Полтавченко. У его команды отношения с «Базэлом» не заладились. Например, он настаивал на том, чтобы реконструкция Апраксина двора проводилась с сохранением исторических зданий – это сделало проект менее интересным для структур Дерипаски. В итоге город не продлил инвестконтракт с «Главстрой-СПб».

У некоторых получается дороже

Список самых дорогих футбольных стадионов мира возглавляет стадион Уэмбли в Лондоне. Строительство арены на 90 000 зрителей на месте старого стадиона обошлось в $1,25 млрд. Комплекс принадлежит Футбольной ассоциации Англии, управляющей футболом в стране.
Бразильский Estadio Nacional Mane Garrincha в столице на 71 000 мест в 2010 г. стоил $900 млн. Арена принимала чемпионат мира по футболу – 2014 и олимпийские матчи Рио-2016.
Возведение в Лондоне к Олимпийским играм 2012 г. Olympic stadium (известен также как London stadium) обошлось городскому бюджету в $775 млн. С 2013 г. его на 99 лет арендовал клуб Английской премьер-лиги West Ham United.
Домашняя арена клуба Arsenal, лондонский стадион Emirates, построенный в 2009 г., оценивается в $750 млн.

В 2013 г. город еще раз поменял проект и стоимость строительства, увеличив ее до 24 млрд руб. и расторг контракт с «Инжтрансстроем» по причине существенного изменения проекта. Однако компания выиграла новый контракт – уже годовой, а затем еще один, и в итоге структуры «Трансстроя» вели строительство до 2016 г. «Не без труда договорились», – вспоминает бывший менеджер «Трансстроя». Компания не могла выйти из проекта, который к тому моменту приобрел государственное значение, без ущерба для репутации бенефициара – Дерипаски, говорит он. Но отношения с городской администрацией становились все хуже. В 2014 г. «Базэл» объявил о продаже «Трансстроя» однокурснику Дерипаски, совладельцу челябинского «Уралавтоприцепа» Егору Андрееву. Дерипаска разочаровался в генподрядном бизнесе, объясняли его знакомые.

Претензий друг к другу у всех участников и кураторов стройки накопилось много. Были проблемы и с городскими чиновниками, вспоминает человек, близкий к оргкомитету «Россия-2018». Доходило до такого: к проекту стадиона могли что-то дорисовать и пойти требовать денег на том основании, что этих изменений требует FIFA. Приходилось устраивать очную ставку с представителями FIFA, сотрудниками оргкомитета, чтобы разобраться, кто кому что говорил, продолжает он. Город просто хотел построить стадион класса люкс с максимальной и уникальной инженерной комплектацией, защищает чиновников представитель «Инжтрансстрой-СПб» Никита Павлов.

Как строился и дорожал футбольный стадион в Санкт-Петербурге

Форс-мажор на стройке

По данным комитета по строительству Санкт-Петербурга, в 2016 г. «Инжтрансстрой» стал резко выбиваться из графика строительства. Если в марте доля выполненных работ составляла 67% от плана, то уже в апреле – лишь 17%, а в мае – 20%. «Корректно было бы говорить не о снижении темпов выполнения работ, а о приостановлении приемки заказчиком выполненных работ, – парирует Павлов, – соответственно упали объемы финансирования и темпы производства работ. Начались сложности во взаиморасчетах с подрядчиками и поставщиками». Фактически генподрядчик был вынужден работать за свой счет и через два месяца исчерпал возможности по самостоятельному финансированию стройки, объясняет он. Выполненных, но не принятых работ за этот период накопилось на 1,8 млрд руб., говорит Павлов.

Все отставания от графика объяснялись исключительно тем, что заказчик не представлял проектную, сметную и рабочую документацию в полном объеме и в нужный срок, а также из-за указаний заказчика изменить отдельные объемно-планировочные и архитектурные решения, говорит Павлов.

Все работы при наличии исполнительной документации оплачивались немедленно. Другой вопрос – что генподрядная организация предполагала получать оплату без документарного подтверждения выполненных работ, что не только невозможно, но и незаконно, возражает Албин.

«С мая 2015 г. на стройке действительно накопился ряд проблем. Их можно было решить только сообща – заказчиком и подрядчиком. Это дефицит бюджета стадиона из-за девальвации рубля, экономического кризиса и незавершенного, постоянно меняющегося проекта. Строительные работы велись в ценах 2013 г. Весной этого года бюджет увеличился. Но это было запоздало, и деньги до стройки так и не дошли. Это общая эффективность управления проектом со стороны заказчика. Это постоянно меняющийся проект и отсутствие полного комплекта строительной документации. Это отсутствие договора с эксплуатирующей организацией, которая уже давно должна принимать объект. Заказчик эти проблемы предпочел решать запоздало – и не с нами», – перечисляет Павлов.

В июле 2016 г. комитет по строительству Петербурга расторг договоры генподряда на достройку стадиона с «Инжтрансстрой-СПб» и на благоустройство прилегающей территории – с корпорацией «Трансстрой». Затем ФАС включила обе компании в реестр недобросовестных поставщиков, что запрещает фирмам участвовать в выполнении госконтрактов в течение двух лет.

Комитет через суд потребовал от первого подрядчика возврата непогашенного аванса на 2,74 млрд руб., от второго – на 861 млн руб. Как следует из документов на сайте госзакупок, причинами расторжения контракта город назвал нарушения миграционного законодательства, календарного плана работ и отступление от требований проектной документации, выявленные Ростехнадзором, – в частности, изменение технологии подогрева футбольного поля, технических решений по заполнению конструкции выдвижного поля и системы дренажа. «Инжтрансстрой-СПб» в 2015–2016 гг. ни разу не привлекалась к ответственности за нарушение требований миграционного законодательства, подчеркивает Павлов, а в проектные решения изменения вносил сам заказчик – с целью эксплуатационных улучшений, в том числе по рекомендациям FIFA и «Зенита».

Комитет по строительству жалуется и на высокий процент брака по выполненным «Инжтрансстроем» работам. Например, по данным чиновников, сейчас ведется дефектование и устранение брака на выдвижном поле, производится демонтаж кресел для болельщиков и монтаж новых, идет устранение брака в металлоконструкциях чаши, железобетонных конструкциях, в гидроизоляции внутренних помещений и т. д. «Претензии высказываются по фактически незаконченным объемам, – удивляется Павлов. – Такого рода замечания снимаются в рабочем порядке в процессе планового производства работ. К сдаче объекта все недоделки должны были быть устранены. Претензий к конструктивной безопасности стадиона нет. Претензий Ростехнадзора к работе «Инжтрансстрой-СПб» по состоянию на август 2016 г. нет». Не считает он виной «Инжтрансстроя» и плесень, с которой сейчас борется новый подрядчик «Метрострой»: «До тех пор пока не замкнут контур [здания], необходимо постоянное водоотведение, которое после нашего ухода не велось должным образом».

Возможно, администрация Санкт-Петербурга просто решила достроить стадион, на котором остались не самые сложные работы, силами управляемой городом организации, предполагает человек, знакомый с менеджерами «Инжтрансстроя». Оргкомитет не требовал менять подрядчика, на таком этапе это мега форс-мажор, говорит человек, близкий к оргкомитету. Официально в оргкомитете это не прокомментировали.

В августе экс-подрядчики подали иски к ФАС (третьим лицом выступает комитет по строительству Петербурга), а затем – и к комитету по строительству. Компании надеются взыскать со Смольного 1,8 млрд руб. за выполненные, но не принятые работы, а также оспорить включение регулятором в реестр недобросовестных поставщиков. Третьими лицами по иску к Смольному выступают банк ВТБ и Фонд капитального строительства и реконструкции.

ВТБ с учетом Банка Москвы выдал «Инжтрансстрой-СПб» под контракты на стадион гарантии на 3,8 млрд руб. до 17 января 2017 г.

Президент ВТБ Андрей Костин рассказал в начале сентября «Интерфаксу», что ВТБ готов выплатить гарантии через суд, который решит, кто кому и сколько должен. Он уже обсуждал возврат гарантий с Полтавченко и собирается обсудить с Дерипаской, добавил Костин. «Инжтрансстрой» не имеет никакого отношения к «Базэлу», возможно, заявление сделано «по старой памяти», предположил представитель «Базэла». Гарантии ВТБ были выпущены до продажи «Трансстроя» Андрееву, рассказал человек, близкий к «Инжтрансстрою». В ВТБ вопросы о гарантиях на стадион не комментируют. В телеграмме на имя Полтавченко Дерипаска в июне 2016 г. писал, что «Базэл» не является владельцем «Инжтрансстрой-СПб», но из уважения к Полтавченко готов содействовать успешному завершению строительства.

Албин считает, что город «Инжтрансстрою» ничего не должен. К оплате были представлены работы на сумму 1,8 млрд руб., однако подтверждающие документы «Инжтрансстрой» предъявил только на 328 млн руб., из которых 78 млн руб. ему уже выплачено, а остальное будет выплачено, говорит Албин. Остаток аванса предстоит вернуть, пусть даже в судебном порядке. «Много лукавства в действиях этой организации», – комментирует заявления «Инжтрансстроя» Албин.

Необходимые для завершения строительства арены 2,6 млрд руб. городская администрация забрала из адресной инвестиционной программы комитета по строительству на 2016 г. – на них должно было строиться 29 социальных объектов, в том числе жилой дом, шесть школ, семь детских садов. Перераспределение не повлияет на срок ввода социальных объектов в эксплуатацию: средства учтут в инвестиционной программе при корректировке проекта городского бюджета на 2017 г. и проектов бюджета на 2018–2019 гг. на осенней сессии заксобрания, пообещал Полтавченко.

Стадион, получивший в апреле этого года по решению Топонимической комиссии Санкт-Петербурга название «Крестовский», будет передан в эксплуатацию «Зениту». Название может поменяться, а вот меморандум о передаче подписан, стадион сдан в аренду с последующим переходом в концессию, сообщил «Ведомостям» Албин. Финансовые условия договора он не назвал. Полтавченко уже написал письмо клубу с просьбой закупить оборудование, необходимое для введения стадиона в эксплуатацию. В действующие контракты не вошло оборудование для общепита, медицины и спортивная составляющая, это будет возложено на эксплуатирующую организацию, объяснил Албин. Сумма, в которую это обойдется, а также условия аренды и концессии, по словам чиновника, пока не определены. По данным чиновника администрации Петербурга, эксплуатация стадиона оценивается примерно в 600 млн руб. в год. Представители «Газпрома» и «Зенита» не ответили на вопросы «Ведомостей».

Итоговые затраты на стройку администрация Санкт-Петербурга оценила в 42 млрд руб.

Конечно, в Санкт-Петербурге построили уникальный стадион, нигде в мире нет сооружения такого размера с раздвижной крышей и выкатным полем, но стоимость его все-таки завышена, так же как у многих других российские стадионов, которые строятся за счет государства для ЧМ-2018, говорит гендиректор консалтинговой компании Arena Com Томас Спек. Считается, что себестоимость строительства в 4500–5000 евро за место позволяет обеспечить высокое качество, объясняет Спек. При таком подсчете арена «Зенита» должна была стоить не более 400 млн евро. Спек же вспоминает, что, хотя по текущему курсу евро петербургский стадион оценивается менее чем в 580 млн евро, подавая в 2014 г. официальную заявку на проведение Евро-2020, Россия оценивала стоимость стадиона на Крестовском острове в 934 млн евро. По мнению европейских экспертов, реальная цена стадиона составляет не менее 1 млрд евро, продолжает он. В таком случае стадион может соперничать за статус самой дорогой футбольной арены мира с лондонским Уэмбли, построенным за $1,25 млрд.

Проблема и в том, что за госденьги создается очередной «белый слон», переживает Спек. Для того чтобы окупить эксплуатационные затраты на арену и заработать, необходимо проводить не менее 100 мероприятий в год, считает он. Это очень сложно, особенно учитывая, что у стадиона есть несколько конкурентов по соседству: крытая «Сибур арена» на том же Крестовском острове и спортивно-концертный комплекс «Петербургский», указывает эксперт.

В подготовке статьи участвовали Бэла Ляув, Ринат Сагдиев, Александра Терентьева