Анж жак габриэль. Жак анж габриель и архитектура неоклассицизма

Биография

Габриель в Версале

В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Габриэля, 1735-74; дворцовый театр , 1763-70) Габриэль противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки.

Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон (1762-64), построенный Габриэлем в парке Версаля , знаменовал переход от аристократического дворца к интимному особняку.

Габриель в Париже

Связанная с городскими магистралями планировка и открытая к Сене застройка площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1753-75) явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города.

Военную школу строил в 1751-75 годы.

Знаменитый французский писатель Марсель Пруст во втором томе(«Под сенью девушек в цвету ») романа «В поисках утраченного времени » писал: «Я солгал бы, сказав, что дворцы Габриэля казались мне в то время прекраснее и даже древнее, чем соседние особняки. Более стильным да и более старинным находил я если не Дворец промышленности, то, по крайней мере, Дворец Трокадеро […] Всего лишь раз был я не в силах не остановиться надолго перед одним из дворцов Габриэля; наступила уже ночь, и колонны его, утратив в лунном свете всякую материальность, казались вырезанными из картона и, напомнив мне декорацию из оперетты „Орфей в аду“, впервые произвели на меня впечатление чего-то прекрасного».

Главные работы

  • Перестройка дворца в Шуази , 1740-1777.
  • Павильон Бютар, 1750 в городке Ля-Сель-Сен-Клу (La Celle-Saint-Cloud ).
  • Перестройка усадьбы Менар (Луар и Шер), 1760-1764, для Мадам Помпадур .
  • Малый Трианон в Версале , 1762-1768.
  • Военная школа на Марсовом поле в Париже.
  • Северное крыло Лувра .
  • Фасады особняков на площади Согласия, включая Морской особняк, Париж, 1775.
  • Биржевая площадь в Бордо , 1755: бывший королевский дворец с видом на Гаронну .

Напишите отзыв о статье "Габриель, Анж Жак"

Литература

  • Gromort G., Jacques-Ange Gabriel, sa vie, son oeuvre, P. 1933.

Отрывок, характеризующий Габриель, Анж Жак

С того дня, как Пьер, уезжая от Ростовых и вспоминая благодарный взгляд Наташи, смотрел на комету, стоявшую на небе, и почувствовал, что для него открылось что то новое, – вечно мучивший его вопрос о тщете и безумности всего земного перестал представляться ему. Этот страшный вопрос: зачем? к чему? – который прежде представлялся ему в середине всякого занятия, теперь заменился для него не другим вопросом и не ответом на прежний вопрос, а представлением ее. Слышал ли он, и сам ли вел ничтожные разговоры, читал ли он, или узнавал про подлость и бессмысленность людскую, он не ужасался, как прежде; не спрашивал себя, из чего хлопочут люди, когда все так кратко и неизвестно, но вспоминал ее в том виде, в котором он видел ее в последний раз, и все сомнения его исчезали, не потому, что она отвечала на вопросы, которые представлялись ему, но потому, что представление о ней переносило его мгновенно в другую, светлую область душевной деятельности, в которой не могло быть правого или виноватого, в область красоты и любви, для которой стоило жить. Какая бы мерзость житейская ни представлялась ему, он говорил себе:
«Ну и пускай такой то обокрал государство и царя, а государство и царь воздают ему почести; а она вчера улыбнулась мне и просила приехать, и я люблю ее, и никто никогда не узнает этого», – думал он.
Пьер все так же ездил в общество, так же много пил и вел ту же праздную и рассеянную жизнь, потому что, кроме тех часов, которые он проводил у Ростовых, надо было проводить и остальное время, и привычки и знакомства, сделанные им в Москве, непреодолимо влекли его к той жизни, которая захватила его. Но в последнее время, когда с театра войны приходили все более и более тревожные слухи и когда здоровье Наташи стало поправляться и она перестала возбуждать в нем прежнее чувство бережливой жалости, им стало овладевать более и более непонятное для него беспокойство. Он чувствовал, что то положение, в котором он находился, не могло продолжаться долго, что наступает катастрофа, долженствующая изменить всю его жизнь, и с нетерпением отыскивал во всем признаки этой приближающейся катастрофы. Пьеру было открыто одним из братьев масонов следующее, выведенное из Апокалипсиса Иоанна Богослова, пророчество относительно Наполеона.
В Апокалипсисе, главе тринадцатой, стихе восемнадцатом сказано: «Зде мудрость есть; иже имать ум да почтет число зверино: число бо человеческо есть и число его шестьсот шестьдесят шесть».
И той же главы в стихе пятом: «И даны быта ему уста глаголюща велика и хульна; и дана бысть ему область творити месяц четыре – десять два».
Французские буквы, подобно еврейскому число изображению, по которому первыми десятью буквами означаются единицы, а прочими десятки, имеют следующее значение:
a b c d e f g h i k.. l..m..n..o..p..q..r..s..t.. u…v w.. x.. y.. z
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160
Написав по этой азбуке цифрами слова L"empereur Napoleon [император Наполеон], выходит, что сумма этих чисел равна 666 ти и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Кроме того, написав по этой же азбуке слова quarante deux [сорок два], то есть предел, который был положен зверю глаголати велика и хульна, сумма этих чисел, изображающих quarante deux, опять равна 666 ти, из чего выходит, что предел власти Наполеона наступил в 1812 м году, в котором французскому императору минуло 42 года. Предсказание это очень поразило Пьера, и он часто задавал себе вопрос о том, что именно положит предел власти зверя, то есть Наполеона, и, на основании тех же изображений слов цифрами и вычислениями, старался найти ответ на занимавший его вопрос. Пьер написал в ответе на этот вопрос: L"empereur Alexandre? La nation Russe? [Император Александр? Русский народ?] Он счел буквы, но сумма цифр выходила гораздо больше или меньше 666 ти. Один раз, занимаясь этими вычислениями, он написал свое имя – Comte Pierre Besouhoff; сумма цифр тоже далеко не вышла. Он, изменив орфографию, поставив z вместо s, прибавил de, прибавил article le и все не получал желаемого результата. Тогда ему пришло в голову, что ежели бы ответ на искомый вопрос и заключался в его имени, то в ответе непременно была бы названа его национальность. Он написал Le Russe Besuhoff и, сочтя цифры, получил 671. Только 5 было лишних; 5 означает «е», то самое «е», которое было откинуто в article перед словом L"empereur. Откинув точно так же, хотя и неправильно, «е», Пьер получил искомый ответ; L"Russe Besuhof, равное 666 ти. Открытие это взволновало его. Как, какой связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал; но он ни на минуту не усумнился в этой связи. Его любовь к Ростовой, антихрист, нашествие Наполеона, комета, 666, l"empereur Napoleon и l"Russe Besuhof – все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых, он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию.

(1698-10-23 )

Биография

Габриель в Версале

В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Габриэля, 1735-74; дворцовый театр , 1763-70) Габриэль противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки.

Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон (1762-64), построенный Габриэлем в парке Версаля , знаменовал переход от аристократического дворца к интимному особняку.

Габриель в Париже

Связанная с городскими магистралями планировка и открытая к Сене застройка площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1753-75) явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города.

Военную школу строил в 1751-75 годы.

Знаменитый французский писатель Марсель Пруст во втором томе(«Под сенью девушек в цвету ») романа «В поисках утраченного времени » писал: «Я солгал бы, сказав, что дворцы Габриэля казались мне в то время прекраснее и даже древнее, чем соседние особняки. Более стильным да и более старинным находил я если не Дворец промышленности, то, по крайней мере, Дворец Трокадеро […] Всего лишь раз был я не в силах не остановиться надолго перед одним из дворцов Габриэля; наступила уже ночь, и колонны его, утратив в лунном свете всякую материальность, казались вырезанными из картона и, напомнив мне декорацию из оперетты „Орфей в аду“, впервые произвели на меня впечатление чего-то прекрасного».

Главные работы

  • Перестройка дворца в Шуази , 1740-1777.
  • Павильон Бютар, 1750 в городке Ля-Сель-Сен-Клу (La Celle-Saint-Cloud ).
  • Перестройка усадьбы Менар (Луар и Шер), 1760-1764, для Мадам Помпадур .
  • Малый Трианон в Версале , 1762-1768.
  • Военная школа на Марсовом поле в Париже.
  • Северное крыло Лувра .
  • Фасады особняков на площади Согласия, включая Морской особняк, Париж, 1775.
  • Биржевая площадь в Бордо , 1755: бывший королевский дворец с видом на Гаронну .

Напишите отзыв о статье "Габриель, Анж Жак"

Литература

  • Gromort G., Jacques-Ange Gabriel, sa vie, son oeuvre, P. 1933.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Габриель, Анж Жак

Это уже был настоящий Караффа. Фанатик-инквизитор, вдруг неожиданно обретший неограниченную власть. А может именно к этой власти он и шёл, все его долгие годы? Хотя для меня уже не имело значения, чего он желал. Я вдруг очень чётко поняла, что в любую секунду могла оказаться на месте моего доброго учителя, вися на том же самом жутком крюке... Если бы Караффа этого пожелал.
– Но, как же Бог?!.. Неужели Вы не боитесь даже Его?..
– Ну что Вы, Изидора! – хищно улыбнулся Караффа. – Бог простит мне всё, что творится во славу Его!
Это было сумасшествие. И моя хрупкая надежда, корчась, начала умирать...
– Подумали ли Вы над моим предложением, мадонна? Надеюсь, у Вас было достаточно времени, чтобы уяснить своё положение? И мне не понадобится следующий удар?..
У меня похолодело сердце – каким он будет, этот «следующий удар»?.. Но приходилось отвечать, и я не собиралась показывать ему, насколько сильно боялась.
– Если я не ошиблась, Вы предлагали мне Вашу дружбу, Ваше святейшество? Но дружба не много стоит, если её получают, вселяя страх. Я не желаю такой дружбы, даже если от этого придётся страдать. Я не боюсь боли. Намного страшнее, когда болит душа.
– Какое же Вы дитя, дорогая Изидора!.. – засмеялся Караффа, – Это, как книги – существует «страдание» и СТРАДАНИЕ. И я искренне советую Вам не пробовать второй вариант!
– Как бы там ни было – Вы не друг, Джованни. Вы даже не знаете, что несёт собой это слово... Я прекрасно понимаю, что нахожусь полностью в Ваших жестоких руках, и мне всё ровно, что будет происходить сейчас...
Я впервые нарочно назвала его по имени, желая обозлить. Я и правда была почти что ребёнком во всём, что касалось зла, и всё ещё не представляла, на что был по-настоящему способен этот хищный, но, к сожалению, очень умный человек.
– Ну что ж, Вы решили, мадонна. Пеняйте на себя.
Его слуга резко взял меня под руку и подтолкнул к узкому коридору. Я решила, что это конец, что именно сейчас Караффа отдаст меня палачам...
Мы спустились глубоко в низ, проходя множество маленьких, тяжёлых дверей, за которыми звучали крики и стоны, и я ещё сильнее уверилась в том, что, видимо, пришёл-таки наконец-то и мой час. Я не знала, насколько смогу выдержать пытку, и какой сильной она может быть. Мне никогда никто не доставлял физической боли, и было очень сложно судить, насколько я могу быть в этом сильна. Всю свою короткую жизнь я жила окружённой любовью родных и друзей, и даже не представляла, насколько злой и жестокой будет моя судьба... Я, как и множество моих друзей – ведуний и ведунов – не могла увидеть свою судьбу. Наверное, это было от нас закрыто, чтобы мы не пытались изменить свою жизнь. А возможно, ещё и потому, что мы так же, как все остальные, имели своим долгом прожить то, что нам было суждено, не пытаясь уйти раньше, видя какой-нибудь ужас, предназначенный почему-то нашей суровой судьбой...
И вот пришёл день, когда у меня не оставалось выбора. Вернее, выбор был. И я выбрала это сама. Теперь оставалось лишь выдержать то, что предстоит, и каким-то образом выстоять, сумев не сломаться...
Караффа наконец-то остановился перед одной из дверей, и мы вошли. Холодный, леденящий душу ужас сковал меня с головы до ног!.. Это был настоящий Ад, если такой мог существовать на Земле! Это торжествовало зверство, не поддающееся пониманию нормального человека... У меня почти что остановилось сердце.

Габриель Анж Жак

Габриель, Анж Жак (Gabriel, Ange-Jacque) (1698–1782), французский архитектор, один из основоположников классицизма 18 в.

Родился в Париже 23 октября 1698, учился у своего отца, архитектора Жака Габриеля, и с 1718 – в Академии архитектуры в Париже.

В 1728 он стал смотрителем королевских построек, а в 1742 – «первым архитектором короля» и президентом Академии архитектуры. В течение тридцати лет занимался главным образом строительством и оформлением интерьеров королевских дворцов. Среди наиболее крупных его работ: Оперный театр в Версале (1748–1770), реконструкция интерьеров и перестройка северного крыла Версальского дворца (1734–1774), Малый Трианон (1762–1764).

Габриель был автором проекта площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1754) и начал строить Военную школу, завершенную уже другими мастерами. Он выполнил несколько проектов украшения апартаментов Лувра, но, к сожалению, немногое из задуманного было осуществлено. Широкий размах замыслов, гармоничность и изящество пропорций построенных зданий и оформленных интерьеров дают основание назвать его крупнейшим архитектором Франции 18 в. Умер Габриель в Париже 4 января 1782.

Малый Трианон отличается четким деление фасада, который построен на основе сетки квадратов. площадь согласия отличается новыми приемами деления пространства: находящаяся между Елисейскими полями, Набережной Сены и Марсовым полем (?), она обладает "замкнутостью", которая достигнута с помощью устройства "сухих рвов". Композиционно площадь закрыта зданиями Военной школы (Эколь Маритим) и Королевским хранилищем мебели. Не сохранилась.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/

Жак Анж Габриель (1698-1782) происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак Габриель Пятый (1667-1742), был придворным архитектором короля. В 1741 г. его место занял сын. Жак Анж Габриель был также президентом Академии архитектуры. Он работал только по королевским заказам, в силу этого его можно считать выразителем официальных вкусов во французской архитектуре середины XVIII столетия. Творчество Габриеля не принадлежит неоклассицизму в полной мере, хотя, безусловно, в нем нашли отражение новые веяния.

Самые знаменитые проекты Габриеля созданы в 50-70-е гг. Среди них здание Военной школы в Париже (79) , куда в 1777 г. поступил будущий Наполеон Бонапарт. Этот комплекс занимает целый квартал. Между Военной школой и Сеной находится Марсово поле , которое также является заслугой Габриеля, преобразовавшего эту городскую окраину в поле для маневров и парадов воспитанников Военной школы. Вполне понятно, что название свое площадь получила в честь бога войны Марса. Ныне в здании Военной школы размещается Военная академия.

В Версале , резиденции французских королей, Габриель создал целый ряд великолепных зданий: роскошное и богато украшенное помещение Оперы (80), Французский павильон, а также Малый Трианон (81). Слово «Трианон» в эпоху Людовика XV (1715-74) означало место уединения или тихого времяпрепровождения. Малый Трианон - не роскошный загородный дворец. Это скорее особняк, вынесенный на природу. Обильные украшения не нарушают кубическую форму здания с четкими гранями углов. Все его фасады решены в едином стиле, но каждый по-своему. Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами - плоскими вертикальными выступами стен в виде четырехгранных столбов, имеющих ту же структуру, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Левый фасад украшен колоннами, правый же не имеет ни колонн, ни пилястров. Все фасады составлены из безукоризненно прямых линий, не имеющих ни единого изгиба.

Наиболее значительным произведением Габриеля в Париже стала Площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия) (82). История ее создания такова: купеческая гильдия Парижа заказала скульптору Эдму Бушардону конную статую короля Людовика XV , и требовалось соответствующее место для ее установки. Был объявлен конкурс, в котором участвовали самые именитые архитекторы. Победил проект Жака Анжа Габриеля, который предложил совершенно новое решение. В отличие от замкнутых парижских площадей XVII в., окруженных зданиями, площадь Людовика XV открыта городу. С запада и востока к ней примыкают аллеи проспекта Елисейские Поля и парка Тюильри, а с юга - набережная Сены. Лишь с северной стороны Габриель возвел на площади два величественных дворца, между которых начинается ведущая вглубь города коротенькая улица Рояль. В конце улицы располагается церковь Мадлен. На другом берегу Сены, строго напротив церкви Мадлен, находится Бурбонский дворец). Фасады этих двух строений выдержаны в едином стиле и кажутся зеркальным отражением друг друга. Все эти здания вместе с площадью составляют единый архитектурный ансамбль.


Центром неоклассицизма во Франции был Париж. Здесь работали все крупнейшие мастера того времени, создавшие свои лучшие постройки. Самой значительной среди них была церковь Св. Женевьевы (83) , возведенная Жаком Жерменом Суфло . Постройка напоминала античный храм, а ее портик походил на портик древнеримского Пантеона. Церковь Св. Женевьевы Жака Жермена Суфло стала самой выдающейся постройкой французского неоклассицизма.

Парижский театр Одеон (84) - самое известное сооружение архитектора Шарля де Вайи (1729-98), ученика Жака Франсуа Блонделя. Одеон был создан в соавторстве с Мари Жозефом Пейром (1730-85). Слово «одеон», возникшее в Древней Греции, обозначало место, где проходили музыкальные представления и состязания. Здание Одеона в Париже первоначально предназначалось для театра «Комеди Франсез» (французской комедии), позднее здесь устраивались не только спектакли, но также и концерты и балы. Полукруглый зал помещен в почти кубическую коробку здания с аркадами. Венчает театр пирамидальная крыша. Украшением главного фасада служит мощный портик с восемью колоннами.

В Париже построено множество прекрасных зданий в стиле неоклассицизма: Рынок зерна , купол которого по величине почти равен куполу древнеримского Пантеона; поражающий своими размерами Монетный двор , чей фасад растянулся вдоль набережной Сены более чем на триста метров; отель Сальм (арх. Пьер Руссо), ныне дворец Почетного Легиона, и др. Но самым знаменитым сооружением Парижа конца XVIII в. после церкви Св. Женевьевы стала Школа хирургии , построенная архитектором Жаком Гондуэном (1737-1818). В здании Школы хирургии особенно интересен анатомический театр (85) (помещение, где препарируют трупы). Это сооружение имеет форму античного амфитеатра (овальной арены, к которой уступами спускаются зрительские ряды), увенчанного полукруглым куполом, в верхней части которого имеется полукруглое окно. Обращенный к улице фасад здания представляет собой триумфальную арку с расходящимися от нее в обе стороны колоннами. Рельеф на фасаде изображает Людовика XV, отдающего приказ о строительстве Школы хирургии. Короля окружают больные и древнеримская богиня Минерва (покровительница искусств и ремесел), а Гений архитектуры представляет ему проект. Противоположный фасад выполнен в виде гигантского портика.

«Говорящая архитектура»

Опираясь на идеи французских просветителей, некоторые архитекторы XVIII в. увлеклись идеей о том, что всякое произведение зодчества должно выражать те или иные идеи , иными словами, что архитектура, как и любой другой вид искусства, должна быть «говорящей». Чаще всего эти идеи были связаны с назначением здания. Так, мощные колонны у входа в банк могли говорить о его солидности и надежности. Более яркий пример - проект коровника в виде гигантской коровы архитектора Жана Жака Лекё (не осуществлен). Иногда использовались более трудные для понимания формы - например, куб как символ правосудия или шар как символ общественной морали.

Большинство проектов «говорящей архитектуры» были утопическими , они так и остались на бумаге в виде планов, чертежей и схем; в силу этого их иногда называют «бумажной архитектурой». Среди тех, кто создавал подобные проекты, особое положение занимают два мастера - ЭТЬЕН ЛУИ БУЛЛЕ и КЛОД НИКОЛА ЛЕДУ.

Карьера Этьена Луи Булле (1728-99) как практикующего архитектора была скорее неудачной: он исполнил всего лишь ряд интерьеров и построил несколько особняков в Париже. В 80-е гг. Булле целиком посвятил себя «бумажной архитектуре», создав более ста проектов. Свои здания он называл «архитектурными телами». Булле использовал самые простые, геометрически правильные формы: сферу, конус, куб . Все они должны были освещаться таинственным светом и отбрасывать сильные тени. Излюбленным жанром архитектора были погребальные сооружения , самое знаменитое из которых - Кенотаф Ньютона (86). Кенотаф (ложная, пустая могила) имеет форму сферы, что напоминает, с одной стороны, о земном шаре, с другой - о яблоке, упавшем ученому на голову, благодаря чему он и открыл закон всемирного тяготения. Кенотаф Ньютона не был построен, как и прочие проекты Булле, которые были абсолютно непрактичными; в XVIII в. его бесконечные гигантские колоннады просто невозможно было возвести.

В отличие от Булле Клод Никола Леду (1736-1806) осуществил многие свои проекты на практике. В 1785 г. архитектор приступил к строительству так называемого Пояса застав Парижа - он задумал обнести весь город трехметровой стеной протяженностью двадцать три километра. На въездах в Париж Леду планировал расположить таможенные заставы . Стена не была построена, и до наших дней сохранились только четыре заставы (Застава Ла Виллет) (87). Все они имеют простые геометрические формы, некоторые украшены колоннами или фронтонами, очень необычными по своим пропорциям. Для Леду заставы были лишь предлогом, чтобы возвести монументальные триумфальные сооружения на въездах в столицу. Однако многие современники отнеслись критически к этому проекту. Критики сравнивали Пояс застав Парижа с тюремными стенами и кладбищенскими оградами.

Однако больше всего Леду прославился своим проектом идеального города будущего - Шо. Город Шо в плане представлял эллипс, в центре которого располагался Дом директора, по своим формам напоминавший храм с колонным портиком и фронтоном. Леду проектировал в городе как частные дома (например, дома для рабочих), так и общественные здания (рынок, оружейный завод, биржу). Кроме того, в Шо был целый ряд довольно странных сооружений: мост через реку Лу (где роль опор играли галеры), Дом директора источника реки Лу (цилиндр, сквозь который проходило русло реки), Дом лесоруба (пирамида, сложенная из бревен) и другие, в которых принципы «говорящей архитектуры» воплотились наиболее полно. Современники иронизировали, что если бы Леду решил построить Дом пьяницы, то, наверное, сделал бы его в форме бутылки. Город Шо отражал социальную модель будущего общества. Так, в нем не было ни тюрьмы, ни больницы, т.к., по мнению архитектора, в будущем преступления и болезни должны были исчезнуть. Вместо тюрьмы Леду хотел построить храм Мира и Дом образования, а вместо больницы - общественные бани. Леду спроектировал также храм Добродетели и церковь, но не обычную, а предназначенную для различных семейных обрядов (рождений, свадеб, похорон). Своим проектом города будущего зодчий пытался доказать, что архитектура должна воспитывать и просвещать людей . Леду не только обустраивал мир как архитектор, но и создавал его идеальную модель как философ.

Литература

Литература Франции 18 века – это просветительская литература. Среди великих авторов имена Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо, Даламбер. Они создали многотомную «Энциклопедию, или Систематический словарь всех наук, искусств и ремёсел». Энциклопедисты подвергли резкой критике религию, государственный порядок, старые взгляды на природу общество.

Главой просветителей был Вольтер . Он был поэтом, драматургом, памфлетистом, критиком. Писал исторические и философские трактаты. К числу его наиболее известных трагедий относятся «Брут», «Заира», «Смерть Цезаря». Вольтеру принадлежит фраза: «Все жанры хороши, кроме скучного».

Жан Жак Руссо по заказу энциклопедистов пишет статьи по истории и теории музыки. Пишет социальные тракттаты о равенстве людей. Свой роман «Эмиль, или О воспитании» называет педагогическим романом, и посвящает проблеме воспитания человека, который должен стать гражданином нового общества. За бунтарский антицерковные мысли роман «Эмиль» был приговорён к сожжению, Руссо подвергся преследованиям и бежал из Парижа.

Пьер Огюстен Карон Бомарше (1732-1799) – французский комедиограф конца 18 века. Он был современником Французской буржуазной революции. Его пославили две бессмертные комедии – «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро».

Музыка

Первое, что необходимо сказать про музыку Франции 18 века, это то, что в отличие от ведущих в области музыки стран (таких, как Германия, Австрия,Испания и Италия), Франция не могла похвастаться ни большим количеством особенно известных композитов, ни исполнителями, ни богатым ассортиментом известных произведений. Отчасти эта ситуация диктовалась интересами общества, определявшими стили музыки.

В начале века наиболее популярным стилем музыки был сентиментальный классицизм. Это была медленная неторопливая музыка, не особенно сложная. Играли ее на струнных инструментах – лютнях () , клавесине. Обычно она сопровождала балы и пиры, но также ее любили слушать и в непринужденной домашней атмосфере. Затем, в лютневую музыку начали попадать черты и приемы Рококо, такие как трель и флажолет. Она приобрела более замысловатый вид, музыкальные фразы стали сложнее и интереснее. Музыка стала более оторвана от реальности, более фантастична, менее правильна и, тем самым, ближе слушателю.

Ближе ко второй половине 18 века в музыке отчетливо выделились два направления: музыка для танцев и музыка для пения. Музыкой для танцев сопровождались балы, музыка для пения звучала в конфиденциальной обстановке. Нередко и аристократы любили попеть под звуки домашнего клавесина. В то же время появился новый театральный жанр комедия-балет, объединявший диалог, танец и пантомиму, инструментальную, иногда вокальную музыку. Создатели ее - Ж.Б.Мольер и композитор Ж. Б. Люлли.

В связи с революционными настроениями начала появляться маршевая музыка . Это была резкая, громкая, шумная музыка. В это время распространение получили ударные инструменты (барабаны и тарелки), трубы. Венцом маршевой музыки стало появление произведения «Марсельеза» (будущий гимн Франции), написанного Руже Де Лилем, французским военным инженером, поэтом и композитором в 1792 году (!!!).

Наиболее известным французским композитором того времени считается Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787), но и он был родом из Германии. Наиболее славная его деятельность связана с парижской оперной сценой, для которой он написал свои лучшие произведения на французские слова. Поэтому французы считают его Французским композитором. Глюк написал очень много опер и балетов. Вошёл в историю музыки как реформатор оперного искусства. Оперная реформа Глюка базировалась на музыкально-эстетических принципах Просвещения и заключалась в подчинении музыки законам драмы. Самая знаменитая опера – «Орфей и Эрдика» (!!!).

Франсуа Куперен (1668-1733) - французский композитор, клавесинист, органист. Из династии, сравнимой с немецкой династией Бахов, так как в его роду было несколько поколений музыкантов. Его творчество - вершина французского клавесинного искусства (!!!).

Жан Филипп Рамо (1683-1764) - французский композитор и музыкальный теоретик. (!!!).Вершиной музыкально-сценического творчества Рамо признана опера-балет «Галантная Индия»

Жак Анж Габриель (1698-1782) происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак Габриель Пятый (1667- 1742), был придворным архитекто­ром короля. В 1741 г. сын занял его место. Жак Анж Габриель был также президентом Академии архитекту­ры. Он работал только по королев­ским заказам, поэтому его можно считать выразителем официально­го вкуса во французской архитекту­ре середины XVIII в. Творчество Жака Анжа Габриеля не принадле­жит в полной мере неоклассицизму,

*Портик (от лат. - porticus) - галерея, образованная колоннами или столбами, как правило, перед входом в здание, с фронтоном (треугольным завершением, образованным скатами крыши и карнизом) или аттиком (стенкой над карнизом, украшенной скульптурой или надписями).

МАЛЫЙ ТРИАНОН

Людовик XV (1715-1774 гг.) и его фаворитка маркиза де Пом­падур были страстно увлечены ботаникой. Король решил соору­дить в Версале ферму для занятий сельским хозяйством, а также устроить ботанический сад и оранжереи. Возвести здесь изящное здание, которое назвали Малым Трианоном (слово «трианон» обо­значало тогда место уединения или тихого времяпрепровождения в кругу близких друзей), было поручено Жаку Анжу Габриелю. Ра­боты продолжались с 1762 по 1764 г., а интерьеры были завер­шены лишь в 1768 г.

Малый Трианон - не роскошный загородный дворец. Это ско­рее особняк, вынесенный на природу. Кубическую форму здания с чёткими гранями углов не нарушают обильные украшения. Все его фасады оформлены в едином стиле, но каждый - по-своему. Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами - плос­кими вертикальными выступами стен в виде четырёхгранных стол­бов, имеющих те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Левый фасад украшен колоннами, правый же ни колонн, ни пилястров не имеет. На всех фасадах только прямые линии без единого изгиба.

К главному фасаду ведёт подъездная аллея. Правый и задний фасады выходят в английский пейзажный парк - один из немногих во Франции. К левому фасаду примыкает французский регулярный парк (как бы уменьшенная модель Версальского пар­ка), в конце которого расположен Французский павильон, также построенный Габриелем.