Объекты всемирного наследия юнеско италия. Топ достопримечательностей италии, взятых под охрану юнеско

Славное прошлое Тосканы - ежедневный источник вдохновения и творчества для новых поколений. Её любят художники и интеллектуалы, многие люди мечтают здесь побывать хотя бы один раз в жизни.

Капелла-ди-Виталета в долине Валь д’Орча © CICERUACCHIO / Flickr.com

Исторический центр Флоренции

Город возник на месте римского укрепления. Его центр - настоящая сокровищница бесценных произведений искусства, гуманистической культуры и архитектуры.

На Соборной площади можно полюбоваться основными памятниками эпохи Возрождения: базилика Санта-Мария-дель-Фьоре (структура церкви - пример итальянской готики), около которой находится колокольня Джотто. Но увенчана базилика величественным куполом работы Филиппо Брунеллески. Этот купол стал настоящим символом эпохи Возрождения. Напротив собора стоит Баптистерий, одно из самых старинных зданий во Флоренции, сочетающий элементы раннехристианской и романской архитектуры, с «Райскими вратами» работы Лоренцо Гиберти.

Панорамный вид на город и собор Санта-Мария-дель-Фьоре © Shutterstock.com

Затем переместимся к палаццо Медичи-Риккарди: этот дворец, один из первых примеров архитектуры эпохи Возрождения, был спроектирован архитектором Микелоццо. Рядом находится базилика Сан-Лоренцо, созданная Брунеллески по заказу семейства Медичи. В её интерьере находятся две ризницы (сакристии), Старая и Новая, украшенные работами Донателло и Микеланджело. Кстати, если вы хотите увидеть одно из самых великих произведений Буонарроти, «Давида», стоит посетить Галерею Академии изящных искусств. Совсем неподалёку, на площади Сантиссима-Аннунциата, находится ещё один великолепный пример архитектуры Возрождения, Оспедале-дельи-Инноченти (букв. «Приют невинных», первый в Европе детский приют), со знаменитой сводчатой лоджией. Из других памятников не забудьте осмотреть также Палаццо Строцци и церковь Санта-Мария-Новелла.

Базилика и площадь Санта-Кроче © GTS Productions / Shutterstock.com

Пройдя по улице Виа-деи-Калцайуоли, вы окажетесь на Пьяцца-делла-Синьория, культурно-политическом центре города, на которую выходят Палаццо Веккио и Галерея Уффици с уникальным собранием живописи эпохи Возрождения. Неподалёку расположена базилика Санта-Кроче.

Площадь Пьяцца-делла-Синьория и Палаццо Веккьо © Shutterstock.com

За Понте Веккьо, или Старым мостом, находится квартал Ольтрарно, где и сейчас можно найти старинные магазинчики ремесленников, по сей день работающих по традиционным технологиям. Флоренция - это не только архитектура, но и особый дух общины ремесленников, которые заставляют вспомнить о ручной работе и высочайшем качестве производства.

Флоренция - это наследница славного прошлого, бережно сохраняемого для будущих поколений, уникальное место с неповторимой атмосферой.

Исторический центр Сиены

В историческом центре Сиены каждое здание было спроектировано и построено с учётом общего плана города, в результате чего получился архитектурный шедевр, не имеющий аналогов в мире. Готические средневековые здания - это сохранившиеся доказательства высокого технического и художественного уровня архитекторов, работавших над обликом Сиены в прошлом.

Панорманый вид города и собора Санта-Мария-Ассунта © Botond Horvath / Shutterstock.com

Архитектурные шедевры эпохи Возрождения здесь находятся буквально везде и в пешей доступности, ожидая очередных посетителей и исследователей, желающих приобщиться к истории этого города. Можно прогуляться по популярным местам и почувствовать себя сиенцем тех времён. Начать стоит с самого известного памятника архитектуры - Палаццо Публико на Пьяцца-дель-Кампо. Во дворце, кроме всего прочего, находится пышно украшенный Зал Кончисторо, на потолке которого художник Доменико Беккафуми создал аллегорический цикл фресок на тему «Политические добродетели» в 1529-1535 гг. Это один из самых чарующих фресковых циклов той эпохи.

Улица средневекового города © Shutterstock.com

На расположенной поблизости улице Виа-деи-Пеллегрини, ведущей к Баптистерию, тот же Беккафуми по заказу домовладельца Сарчелло Агостини выполнил цикл фресок на мифологические сюжеты. Эти фрески - одна из вершин живописи итальянского Чинквеченто. Практически напротив находится Палаццо дель Маньифико, некогда резидениция Пандольфо Петруччи, правителя Сиены. От него остались только стены, а мебель и интерьеры были разделены между городскими и зарубежными музеями. Из его богатой фресковой декорации сохранилась только композиция «Бегство Энея из Трои» Джироламо Дженга, хранящаяся в наше время в Сиенской национальной пинакотеке, одном из богатейших тосканских собраний искусства средневековья и эпохи Возрождения.

Вид на площадь Пьяцца-дель-Кампо © Ventura / Shutterstock.com

Неподалёку расположен Палаццо Пикколомини, построенный по заказу наследников папы Пия II. Это классический пример архитектуры эпохи Возрождения, вероятно, построенный по проекту Бернардо Росселино, папского архитектора. Сегодн в нём находится архив Сиены и Музей делле Биккерне, посвящённый расписным обложкам учётных книг финансового отдела муниципалитета Сиены, работу над которыми поручали известным художникам.

Cоставив общее представление о сиенской живописи, стоит переместиться к стенам Палаццо Киджи-Сарачини на улице Виа-ди-Читта, где хранятся самые значимые работы таких художников как Сано ди Пьетро, Джироламо дель Паккиа, Содомы и Беккафуми.

Пьенца, «идеальный город»

От средневекового городка к монументальному шедевру: по воле папы Пия II Пьенца стала символом и образцом совершенной архитектуры эпохи Возрождения. Идеальный город, с красивыми зданиями и площадями, разработанными Альберти в сотрудничестве с Росселлино, - это первая попытка применения идей философии гуманизма в градостроительстве.

Исторический центр Птенцы, Площадь Пия II: в центре - собор Санта-Мария-Ассунта, слева - Епископский дворец, справа - Дворец Пикколомини © Shutterstock.com

Пьенца находится в великолепной долине Валь д’Орча. Город появился в 1405 году по воле папы Пия II (до этого здесь был маленький борго Корсиньяно), который возжелал создать идеальный город, контрастирующий с другим городом, также принадлежащим его семье, Сиеной. Он собрал команду лучших художников и архитекторов и попросил их создать проект, учитывающий философию новой, многообещающей эпохи - итальянского Возрождения. Всего за три года, с 1459 по 1462 год, Пьенца - Идеальный город, Город-Утопия, был построен. Город появился как плод «мысли о любви и мечты о красоте», как написал Джованни Пасколи.

Башни Сан-Джиминьяно

Башни Сан-Джиминьяно до сих пор горделиво возвышаются над его дворцами и церквями. Этот город представляет собой исключительное воплощение средневековой культуры, где искусство, архитектура и история сплавились в элегантный и торжественный образ, сохранивший для нас множество шедевров итальянского искусства XIV и XV веков.

Панорамный вид города Сан-Джиминьяно © Shutterstock.com

Это настоящая жемчужина долины Валь д’Эльза: здесь, где бы вы ни находились, вы увидите устремлённые в небо старинные башни, придающие Сан-Джиминьяно уникальный колорит. Только в этом месте сохранился облик тосканского города XIII-XIV веков. Во время прогулок по этим улицам создаётся впечатление, что ты действительно оказался в срдневековье.

Улицы города находятся на покрытых зеленью склонах холма. Здесь всё дышит традициями прошлого. Прогуливаясь по историческому центру, вы увидите сохранившиеся 13 домов-башен. В период максимального расцвета их насчитывалось 72. Башни были символом могущества, и богатые семьи стремились превзойти высотою своего дома башни соперников.

Соборная площадь Сан-Джиминьяно © Shutterstock.com

Сан-Джиминьяно славится и своим белым вином верначча, одним из самых престижных в Италии. Его производят здесь с XIII века. Другой традиционный и старинный продукт - шафран, вносивший ощутимый вклад в экономику Сан-Джиминьяно в период средневековья.

«Площадь чудес» в Пизе

Пьяцца-деи-Мираколи, или Площадь Чудес, - один из самых совершенных образцов романского архитектурного стиля, в котором органично сочетаются классические, раннехристианские, ломбардские и восточные мотивы. Ансамбль площади включает Пизанский собор, Баптистерий, кладбище Кампо-Санто и, конечно же, знаменитую Падающую башню.

Собор и Падающая башня на Площади чудес в Пизе © ELEPHOTOS / Shutterstock.com

Строительство Баптистерия началось в 1152 году, и для его завершения потребовалось 200 лет. Кафедра баптистерия была выполнена великим скульптором Никола Пизано. Примечательно, что эхо внутри баптистерия меняет тональность, если издавать звуки, стоя с одной из сторон крестильной купели. Также на площади находится кладбище Кампо-Санто, длина которого 130 метров. Оно обращено на площадь стороной с 43 глухими арками. Справа от Кампо-Санто высится Пизанский собор, совершенный образец романской архитектуры. Его строительство началось в 1063 году. Огромное здание полностью облицовано мрамором. За собором находится знаменитая Падающая башня, высота которой 56 метров.

Культурный ландшафт долины Валь д’Орча: искусство и пейзажи

Край холмов, где царствует гармония, - именно такой видится Валь д’Орча, если неспешно катить по ней на велосипеде. Эти виды, с устремлёнными ввысь кипарисами и вьющимися по непредсказуемой траектории дорогами, традиционно вдохновляли поэтов, писателей и художников. На заре и в сумерках вершины кипарисов кажутся кисточками, которые раскрашивают горизонт.

Рассвет в долине Сан-Квирико д’Орча © Shaiith / Shutterstock.com

Глина, овраги, белые известняки, виноградники на холмах, оливковые рощи и поля уравновешивают урбанистическую красоту Пьенцы и Монтальчино. Такие шедевры архитектуры как аббатство Сант’Антимо, соборная церковь Сан-Квирико, крепости Радикофани и д’Орча, средневековые термы в Баньо-Виньоли и ферма Оспедалетто образуют цельный образ редкой красоты.

Виллы и сады Медичи

Речь идёт о 14 виллах и садах, принадлежащих семейству Медичи, памятниках светской архитектуры, спроектированных самыми лучшими архитекторами в XV-XVIII веках.

Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано © Shutterstock.com

Первые две виллы находятся в Треббио и Кафаджоло-аль-Муджелло, откуда родом семейство Медичи. В Поджо-а-Кайано находится вилла Медичи, построенная Джулиано да Сангалло в конце XV века на месте находящейся здесь раньше виллы семьи Строцци. Она принадлежала Лоренцо Великолепному, и в ней гостило множество исторических личностей, включая короля Виктора-Эммануила II. Эту виллу отличает простая и благородная архитектура, из акцентов строгий портик на террасе на уровне первого этажа: двухмаршевая лестница подводит к гармоничной центральной лоджии, расположенной на этой террасе построенную по классическим канонам. Внутри вилла похожа на небольшой музей: её стены украшены фресками XVI века, а снаружи она окружена великолепным парком.

Вилла Артимино, известная также под названием «Ла Фердинанда» или Вилла ста каминов, и окружающий парк. Вид сверху © immaginefoto.com

Недалеко от Комеаны находится «Ла Фердинанда», известная также как Вилла Артимино, построенная архитектором Бернардо Буонталенти по заказу Фердинандо I Медичи в конце XVI века.

Вилла Медичеа-ди-Кастелла, построенная в стиле архитектуры Возрождения, находится в одноимённом населенном пункте. Её реставрацией занимался Вазари, а окружающий сад был спроектирован Триболо. Сегодня эта вилла - резиденция Академии делла Круска, экспертного совета в области лингвистики и филологии итальянского языка.

Вилла Медичи в Петрайе считается одной из самых красивых резиденций области. Свой нынешний вид она получила в результате перестройки по проекту Буонталенти (во второй половине XVI века), осуществлённой по поручению Фердинандо I. Ещё одна вилла Медичи находится недалеко от Фьезоле. Её называют «Бельканто», или «Паладжо-ди-Фьезоле». Её постройку заказал Козимо Старший, а проект был разработан Микелоццо (1458-1461).

Вилла Медичи в Петрайе. Вид сверху на виллу и окружающий сад © footage.framepool.com

Вилла Медичеа-ди-Карреджи находится на окраине Флоренции. Она была приобретена семьёй Медичи в первой половине XV века и перестроена по проекту Микелоцци. Заказчиком был Козимо Старший. Виллу окружает великолепный парк, и она стала любимой резиденцией Козимо, где он и умер в 1464 году.

Вилла Медичи во Фьезоле. Партер на нижней террасе сада © Cecil Pinset / Wikimedia Commons

«Лотарингская» вилла Медичи расположена в Поджо-Империале, в километре от Порта Романа. Одной стороной она возвышается над долиной Эмы, а другой - над всей Флоренцией. Она была построена в 1427 году и принадлежала семьям Барончелли, Пондольфини и Сальвиати, пока не была куплена семьёй Медичи. Её перестройка осуществлялась в 1622 — 1625 году под руководством архитектора Джулио Париджи, а затем ещё раз в конце XVIII века архитектором Гаспаре Мария Паолетти, переделавшим летнюю резиденцию. Свой нынешний неоклассический вид она приобрела в XIX веке, автором проекта был Паскуале Поччанти. В 1864 году король Виктор-Эммануил разместил в вилле женский пансион «Колледжио Сантиссима-Аннунциата».

Вилла Медичи «Ла-Маджиа-ди-Куаррата» © viaggiointorno.it

Вилла Медичи «Ла-Маджиа-ди-Куаррата» расположена на северных склонах горной гряды Монтальбано. Массивное укрепление квадратной формы возвышается над пологими холмами предгорий. Вилла была приобретена в 1583 году великим герцогом Франческо I Медичи, он же занялся её перестройкой. Вероятно, в проекте перекладки инженерных коммуникаций принимал участие архитектор Бернардо Буонталенти.

Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах.

Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.

Культура Италии, это во-первых художники и картины. Не страшно повторится и сказать, что если вы живете в Италии, то вы живете в "художественной галерее", Италия сосредоточила в себе большее количество культурных наследий, чем Вы можете представить. Фактически будет справедливо заметить, что если что-то было окрашено, сыграно, съедено, спето, слеплено или написано, то это было сделано в подъемном настроении, а результат представлен в самой высокой художественной форме. Мир может за многое благодарить итальянцев.

Писатели, начиная от Виргилия, Овида, Хорака, Ливия и Цицерона, а заканчивая Данте, Петраркой. Бокаччо, Фичино, Мирандоло и Васари, все были итальянцами и все родились на этой благословенной земле. Современная литература Италии появилась в 13-ом и 14-м столетиях, развивалась из ее латинского наследия, написанного на многих диалектах страны и работ Данте, Петрарки и Бокаччо, который писал на основном в флорентийском диалекте.

Итальянская кухня вобрала в себя традиции и вкусы многих регионов Италии, при этом сохранив отличительные особенности по каждой области даже после того, как подверглась пан-итальянскому влиянию в руках поваров и развиваясь в уникальную кухню, которая известна всему миру. Изменения в кухне можно проследить от богатых и насыщенных кремом блюд севера к горячим и пряным блюдам юга. Северная Эмилия - Romagna, произвела на свет лучшие из известных блюд - спагетти bolognese, лазанью(lasagne) и тортелини(tortellini), а также домашнии prosciutto(прошутто) и mortadella(мартаделла). Liguria - дом pesto, оплот всех кафе в мире, не считая Hochzeitsauto Dortmund в Германии. Захватывающие овощные блюда и паста подаются с дарами моря и экзотическим мясом лягушки rissotto, бифштексом из осла или с пудингои. Десерты - cassata, cannoli, zabaglione, granita и марципан - выходцы рациона из Сицилии, в то время как, Сардиния известна своим аппетитным жареным поросенком. Кофе, пиво и вино - великолепны по вкусу по всей стране без исключения.

Культура Италии очень сильно влияет на мировую культуру. Кино не было бы сейчас таким как есть, если бы не тот самый итальянец Марчелло Мастрояни, Анна Магнани, Джина Лолобриджида, Софи Лорен и продюссеры Лучино Висконти, Роберто Росселлини, Фредерико Феллини, Микеланджело Энтони и Бернардо Бертолуччи.

Итальянцы также принесли многое в музыкальную культуру Италии, они изобрели фортепьяно и современную систему музыкального примечания, также свой взнос вложили Монтеверди, Вивальди, Скарлатти, Беллини и Россини.

Опираясь на греческий и этрусский опыт, римляне разработали пять архитектурных ордеров: тосканский, римско-дорический, римско-ионический, римско-коринфский и композитный.

По преданию, был основан в 753 г. до н.э. будущим царем Ромулом (отсюда итальянское название Рима – Рома). Ядром античного Рима являлся форум – главный парадный ансамбль и, вместе с тем, политический центр страны. Расположенный у подножия двух холмов, Капитолия и Палатина, форум начинался с обычной торговой площади, а затем был обстроен многочисленными памятниками и храмами. Каждый император стремился создать свой форум. Ансамбль римских форумов складывался на протяжении двух столетий. Самым грандиозным был форум Траяна, где в честь победы императора над Дакией была поставлена знаменитая колонна Траяна высотой около 40 м, сохранившаяся до наших дней.

К форумам сходились основные дороги империи (отсюда поговорка – «все дороги ведут в Рим»), по ним на парадную площадь вступали триумфальным шествием римские легионы после победоносных походов. В честь полководцев устанавливались триумфальные арки, расположенные в основном по Виа Сакра («священной дороге»), связывающей форум с . Самой крупной в Риме является арка Константина (высота 21,5 м) возле Колизея.

(«Храм всем богам») был возведен в I в. до н.э. и перестроен в начале II в. Громадная полусфера купола Пантеона по размерам (диаметр – 43,2 м) превышает купол собора Святого Петра в . В начале VII в. храм превратили в христианский, а еще позже он стал гробницей для знаменитых людей – здесь похоронены Рафаэль Санти, король Виктор-Эммануил II и др.

Одним из символов Древнего Рима является гигантский амфитеатр (сдвоенный театр) Флавиев, более известный как . Колизей был построен в I в. на месте бывшего болота всего за пять лет и вмещал 50 тысяч зрителей. Овальная чаша Колизея имеет размеры 189 на 156 м при высоте 48 м. На арене перед представлениями создавался искусственный пейзаж с декорациями, среди которых происходили бои гладиаторов и диких зверей. Арену можно было залить водой и устраивать настоящие морские сражения. Также в I в. был построен амфитеатр в городе Верона (Венето), менее грандиозный, чем Колизей, но намного лучше сохранившийся.

В отличие от античного Рима – огромного города с 1 млн. жителей, некоторые города империи имели регулярную планировку, в т.ч. Помпеи и Геркуланум (Кампания). Эти процветающие римские города погибли в результате извержения Везувия в 79 г., накрывшего их многометровым слоем пепла. Трагедия сохранила для нас жизнь торгового города , курортного местечка Геркуланум, виллу Оплонтис в ТорреАннунциата с прекрасными настенными росписями. В Помпеях можно увидеть ворота и стены античного римского города, форумы и амфитеатры, храмы и некрополи, жилые кварталы с домами, украшенными фресками, мозаиками и скульптурами.

В позднеримское время архитектура отличалась невиданной роскошью и богатством украшений, но вместе с тем, она утратила стройность пропорций и стилевое единство. Главными объектами зодчества становятся виллы и термы. Термы – это не только бани, они же служили для отдыха, развлечений, занятий спортом, философских диспутов. В Риме в этот период строятся термы Каракаллы и Диоклетиана (последние вмещали до трех тысяч человек).

Императором Адрианом, преемником Траяна, во II в. строится (Лацио), недалеко от Рима. В архитектуре ее зданий воспроизведены некоторые сооружения древности, напоминавшие о путешествиях императора, претендовавшего на роль покровителя искусств. Вилла объединяет лучшие черты египетского, греческого и римского стилей. Стилизованное под храм, главное здание выходило к бассейну, в водной глади которого отражались колонны. Рядом были построены театр, термы и другие сооружения.

Фактически в период распада Римской империи, при императоре Диоклетиане (рубеж III-IV вв.), была построена в центре острова Сицилия. Вилла использовалась в сезон охоты, с августа по октябрь. Главным «сокровищем» виллы является мозаика. Здесь можно увидеть сцены охоты на слонов, страусов, антилоп. Мозаика каждого зала виллы строго соответствует его назначению: в гимнасиуме изображены девушки с дисками и мячами, в столовой показаны отдыхающие после охоты господа, которым слуги подают угощения.

«Италия по-русски » - крупнейший информационный портал об Италии

Слава Италии как страны, знаменитой на весь мир своими произведениями культуры, художественными и архитектурными шедеврами, неповторимыми природными красотами, накладывает и некоторые обязанности: многие из материальных и нематериальных ценностей требуют к себе постоянного внимания и особого, бережного отношения - чтобы наследие прошлого могло послужить и будущим поколениям.

Вилла Кафаджоло. Фото it.wikipedia.org

Умбрия

Вилла Адриана в Тиволи поблизости от Рима (1999) - наиболее сохранившийся образец императорской виллы. Вилла представляет собой комплекс классических зданий (первоначально их было около 30), построенный во II веке при императоре Адриане.

Вилла д’Эсте в Тиволи (2001) - один из самых ярких и значительных примеров культуры эпохи Возрождения в период ее расцвета. Оформление парка виллы в новаторском решении (фонтаны, бассейны, малые архитектурные формы) стало образцом для последующего развития садов и парков во всей Европе.

Вилла д’Эсте. Фото promptguides.com

Этрусские некрополи в Черветери и Тарквинии (2004) являются уникальным свидетельством древней этрусской цивилизации и отражают способы захоронения в IX-I веках до н.э. Настенные рисунки прекрасного качества, которыми расписаны многие гробницы, рассказывают о различных аспектах жизни этрусков.

Кампания

Исторический центр Неаполя , сохранивший следы сменяющих друг друга на протяжении столетий культур Средиземноморья, включен в список Всемирного наследия в 1995 году. Один из самых древних городов Европы, Неаполь знаменит такими выдающимися памятниками, как замок Кастель-Нуово, крепость Кастель-дель-Ово, церковь Санта-Кьяра и многими другими.

Амальфитанское побережье (1997) - пример средиземноморского пейзажа исключительной красоты и природного разнообразия. В городах побережья, таких как Амальфи и Равелло, собрано немало архитектурных и художественных ценностей.

Амальфитанское побережье. Фото v isititaly.it

Археологические зоны - Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата (1997). Руины двух древнеримских городов Помпеи и Геркуланума и их окресностей, погибших после извержения Везувия в 79 году, были раскопаны и представлены для обозрения в XVIII веке, давая полное представление об обществе и повседненой жизни того периода.

Королевский дворец в Казерте с парком, акведук Ванвителли и фабричный поселок Сан-Леучо (1997) - этот дворцовый комплекс был создан в XVIII веке по проекту Ванвителли в попытке превзойти Версаль и королевский дворец в Мадриде. Великолепный дворец в окружении парков и природного ландшафта, шелкопрядильная фабрика с домиками для рабочих хорошо отражают эпоху Просвещения.

Дворец в Казерте. Фото travelbefore.it

Культурный ландшафт района Чиленто, национальный парк Валло-ди-Диано, археологические памятники Пестума и Элеи, монастырь Чертоза-ди-Падула (1998). С давних времен область Чиленто служила перекрестком, важным для культурных, политических, торговых сообщений, что отражают группы поселений и святилищ, расположенные вдоль трех горных хребтов.

Апулия

Замок Кастель-дель-Монте (1996), построенный императором Фридрихом II в XIII веке неподалеку от Бари, представляет собой сооружение абсолютно правильной восьмиугольной формы - шедевр средневековой военной архитектуры, сочетающий восточные, классические и североевропейские элементы.

Кастель-дель-Монте. Фото whc.unesco.org

Трулли - традиционные жилые постройки в городе Альберобелло (1996). Это уникальные дома с крышей конической формы, построенные по древней технологии сухой кладки, которая используется в этом регионе до сих пор.

Трулли. Фото filmapia.com

Базиликата

«И-Сасси-ди-Матера» - скальные поселения у города Матера (1993) - выдающийся и хорошо сохранившийся пример пещерного города. Сумев прекрасно приспособиться к условиям местного ландшафта, люди обитали здесь уже в период палеолита.

Сицилия

Древнеримская вилла Дель-Казале (1997) находится поблизости от города Пьяцца-Армерина и является одним из самых роскошных сооружений периода IV века. Богатые, хорошо сохранившиеся мозаики, которые украшают почти каждую комнату, являются основной достопримечательностью виллы.

Археологические памятники в городе Агридженто (1997). Основанный в 580 г. до н.э. как греческая колония, своего максимального расцвета Агридженто достиг в V веке до н.э., став одним из самых крупных городов древнего Средиземноморья. О его былом величии, о периодах развития рассказывают остатки храмов и других построек, хотя многое еще предстоить открыть в ходе раскопок.

Храм Агридженто. Фото it.wikipedia.org

Липарские (Эоловые) острова (2000) дают представление о современных вулканических процессах, являясь объектом наблюдения ученых, по меньшей мере, с XVIII века и значительно обогатив геологию и вулканологию, в частности, примерами двух разных типов извержения.

Города позднего барокко в долине Ното (2002). Восемь городов на юго-востоке Сицилии - Кальтаджироне, Милителло-ин-Валь-ди-Катания, Катания, Модика, Ното, Палаццоло-Акрейде, Рагуза, Шикли, восстановленные после землетрясения 1693 года в едином стиле позднего барокко, характеризуются новаторскими, по тем временам, методами застройки.

Античные Сиракузы и скальный некрополь Панталика (2005). Историческая часть Сиракуз представляет собой уникальное свидетельство развития Средиземноморья на протяжении более чем трех тысячелетий - от Византии до Бурбонов. В некрополе Панталика можно увидеть более 5000 скальных гробниц, большинство из которых относятся к XIII-VII вв. до н.э.

Вулкан Этна (2013) - один из самых показательных вулканов в мире, активность которого продолжается на протяжении, как минимум, последних 2700 лет. Этна имеет самую долгую документально зафиксированную историю вулканической активности. Это самый высокий и интересный действующий вулкан в Европе.

Вулкан Этна. Фото flickr.com

Сардиния

Доисторические башни Су-Нуракси в Барумини (1997) - археологический комплекс, состоящий из башен-нураг в виде усеченных конусов, которые строились в качестве оборонительных укреплений в конце 2-го тысячелетия до н.э. Комплекс Су-Нуракси является наиболее полным примером нурагической архитектуры.

В 2011 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО было включено два новых объекта, охватывающих сразу несколько регионов:

Лонгобарды в Италии (Фриули-Венеция-Джулия, Ломбардия, Умбрия, Кампания, Апулия) - этот объект ЮНЕСКО охватывает семь групп строений (крепостей, церквей, монастырей) на территории Италии, рассказывающих о пребывании лонгобардов на Апеннинском полуострове в VI-VIII веках.

Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп (Фриули-Венеция-Джулия, Ломбардия, Пьемонт, Трентино - Альто-Адидже) - в этот объект ЮНЕСКО входят дошедшие до нас остатки доисторических свайных поселений, которые строились в Альпах примерно с 5000 по 500 год до н.э. на берегах озер, рек или в болотистой местности.

Помимо вышеперечисленных объектов, на Апеннинском полуострове находятся еще два объекта, вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО - это государство Ватикан (1984) и государство Сан-Марино (исторический центр Сан-Марино и гора Монте-Титано, 2008).

Нематериальные объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

Сицилийский кукольный театр «Опера-деи-Пупи» (2001, 2008) - театр марионеток, появившийся на Сицилии в начале XIX века. В своих представлениях кукольники, импровизируя, рассказывали саги и легенды о рыцарях, святых и разбойниках. Две школы Сицилийского кукольного театра (Катания и Палермо) отличаются друг от друга как по технике движений марионеток, так и по сюжетам спектаклей. Секреты этого искусства передавались строго от отца к сыну.

Сицилийский театр кукол. Фото casavacanzainsicilia.com

Сельские песни Сардинии «Канто-а-Теноре» (2005, 2008) - особый вид традиционного пастушьего хорового пения, единственный в своем роде, который родился еще в дохристианскую эпоху как подражание звукам природы и животных.

Средиземноморская диета (2010, совместно с Испанией, Грецией и Марокко) - модель питания, характерная для стран Средиземноморского бассейна, интерес к которой в последние годы возрос далеко за пределами Европы.

Эмблема проекта Всемирное наследие

Не был обойден вниманием и Ватикан : в 1984-м году он был внесен в Список Всемирного Наследия целиком – и внушительные стены, и фрески Сикстинской Капеллы, и микеланджелевский купол базилики Сан-Пьетро и сама базилика со всем ее архитектурно-художественным содержимым, созданным великими итальянскими мастерами – от Браманте до Бернини.

Пещерный храм Мария-дельи-Анджели, Матера

Античность

Среди дохристианских памятников первые позиции занимают древнеримские города Помпеи и Геркуланум , однако не менее ценны раскопки в Агридженто , нураги в сардском Барумини , римская Аквилея , древнеримская мозаичная Вилла-дель-Казале на Сицилии и Вилла Адриана в Тиволи , некрополи этрусков в Тарквинии и Черветери , а также сицилийская Панталика . Инициатива ЮНЕСКО позволила в прямом смысле спасти некоторые объекты, чьи упадок и окончательное разрушение были уже не за горами. Один из ярчайших примеров – это Сасси – уникальный высеченный в скалах исторический центр города Матеры, расположенного в регионе Базиликата. Переход этого потрясающего памятника древней архитектуры из категории "Национальная Стыдобища" прямиком в почетный юнесковский список принес всему отстающему в плане туризма южному региону не только известность и бесконечные потоки посетителей, но и средства на восстановление достопримечательности и приведение ее в божеский вид.

Семь объектов были внесены в 2011-м году в итальянский Список под общим одним общим названием: Владения лангобардов в Италии . Это Лангобардский Храм во Чивидале-дель-Фриули (Удине), комплекс Сан-Сальваторе в Санта-Джулии (Брешия), замок Кастельсеприо (Варезе), еще один Храм в Клитунно-а-Кампелло (Перуджа), базилика Сан-Сальваторе в Сполето (Перуджа), церковь Санта-София (Беневенто) и Санктуарий Сан-Микеле (Фоджа).

Креспи-д-Адда

Современность

Отдельно следует отметить внесение в Перечень Всемирного Наследия более-менее современных объектов. Так, в 1995-м году удостоился такой чести живописный рабочий поселок XIX века в Пятиземелье (Cinque Terre) неподалеку от Сицилии, а также долина реки Орча (Val d"Orcia) в Тоскане, известная своими панорамными видами – все они были внесены в список Всемирного наследия в период с 1997-го по 2004-й годы.

Не были обойдены стороной и горные массивы: в 2009-м году значок "vii", которым маркируются природные феномены исключительной красоты и эстетической важности, был присвоен Доломитовым Альпам . Годом позже итальянская половина горы Сан-Джорджо "догнала" свою швейцарскую половину, внесенную во Всемирное Наследие еще 2003-м, а в 2011-м году дождался своей очереди и действующий вулкан Этна , расположенный на Сицилии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надо сказать, что история на этом не кончается. Любая страна мира каждые пять лет может подавать на рассмотрение список достопримечательностей, расположенных на ее территории и достойных, по ее мнению, на включение в Список Всемирного Наследия. Так, за последнюю пятилетку количество итальянских достопримечательностей в списке увеличилось на семь позиций и имеется длинный список объектов, которые Италия собирается выставить на рассмотрение Международного Комитета Конвенции по Культуре.